Турфирмы Камчатки теряют 6 млн рублей в день из-за запрета вертолетных экскурсий. Большую часть из них выполняла «Витязь-Аэро». Вертолет этой авиакомпании 12 августа с туристами на борту упал в Курильское озеро. На следующий день Росавиация запретила ей выполнять коммерческие пассажирские рейсы и только 26 августа начала проверку авиакомпании.

«Витязь-Аэро» была основным пассажирским перевозчиком в труднодоступные туристические места. На нее приходилось 90% таких полетов. Вертолетами компании пользовались и местные жители, они добирались на них домой и на работу. Самолеты тоже летают, но из-за своих габаритов борт не везде может сесть. Комментирует представитель туроператора «Камчатка-Тур» Ольга:

«С рынка уйдет самый большой перевозчик, на долю которого приходилось 90-95% всех перевозок не только по краю, но и все экскурсии делались через него. Это единственный официальный перевозчик зарегистрированный, со всеми лицензиями, через который было не страшно работать. Людям приходится возвращать деньги, потому что 90% из них не могут улететь. Еще играет роль непогода, вертолетов категорически не хватает. На экскурсии очередь из тысячи человек. Есть частные компании, например, рыболовецкие, у которых в наличии есть вертолеты. Если у них есть возможность предоставить вертолет для совершения вертолетных экскурсий, мы берем, но у них и своя работа. Они ловят рыбу, у них свои перелеты, перевозки. У нас есть удаленные уголки на Камчатке, куда попасть можно только либо самолетом, либо вертолетом. И представляете, перевозчик, который все это делал, больше не работает. Кто-то домой не может попасть, кто-то из дома куда-то улететь не может».

Самые популярные туристические направления на Камчатке кроме охоты и рыбалки — Долина гейзеров, Курильское озеро и озеро Двухюрточное. Цены стартуют от 170 тысяч рублей. Многие туристы приезжают именно на эти экскурсии. На вертолете она займет всего шесть часов, а на машине — почти неделю. И это сложный маршрут, не все готовы к сплавам и пешим переходам через горы. Из-за нехватки вертолетов ценник пришлось несколько поднять, говорит представитель турфирмы «Камчатка» Дмитрий:

— Стало не очень удобно. Был монополист, сейчас он не функционирует, неизвестно, до какого времени будет закрыто.

— Вы говорите, что они монополисты. Есть еще перевозчики?

— Есть, но штат вертолетов маленький. У «Витязя» было около 25-27 машин, суммарно у всех других компаний наберется как раз 20, а компаний три-четыре.

— То есть нет много вариантов для того, чтобы перебронировать?

— Это проблематично стало. Сейчас на одном уровне осталось, около 35%.

— Сейчас сезон или не сезон?

— Вертолетный сезон длится весь август — это пик сезона, после 15 сентября начинается спад. Альтернативными турами очень тяжело что-то организовать в ту же самую Долину гейзеров. Доехать можно до Курильского озера. Но если у кого-то есть лимит времени, то только полет. За шесть часов можно совершить полет. Либо же автомобильный тур, день дорога туда с переправами, и дорога назад с переправами. Достаточно сложный маршрут, дорога неподготовленная, то есть она полностью отсутствует, наличие переправ усложняет дорогу. И два дня пеший маршрут. Пока в таком подвешенном состоянии все стоит.

МЧС и Ространснадзор регулярно выявляли нарушения в «Витязь-Аэро» с 2019 года. Среди них были непрерывная восьмидневная рабочая неделя пилотов и отсутствие подтверждения прохождения одним из командиров воздушного судна аварийно-спасательной подготовки на суше. Кроме того, доступ к аварийным выходам на борту упавшего вертолета был загражден багажом и грузом, а на территории одной из посадочных площадок не было санитарного автомобиля.

Как ранее выяснили СМИ, владельцем компании — собственника упавшего вертолета Ми-8 «Витязь-Аэро» оказался депутат-миллиардер Игорь Редькин, который за несколько дней до катастрофы признался в убийстве человека.

Почему Росавиация начала проверку спустя неделю после катастрофы? Может ли задержка быть связана с тем, что у депутата хотят отнять бизнес? Комментирует главный редактор газеты «Камчатское время» Евгений Сиваев:

Евгений Сиваев главный редактор газеты «Камчатское время» «Никаких проблем с «Витязь-Аэро» я не вижу. Нагнетают. Они не будут летать, потому что у них погибли люди. Есть государственное авиационное предприятие в Петропавловске-Камчатском, у них есть вертолеты и самолеты. Им сейчас приходится резко менять режим работы и увеличивать количество рейсов, но там в основном на самолетах Ан-26 летают в глубинку. Если считать «Витязь-Аэро», да, они теряют, «Витязь» строил эту компанию. Если сложить все турфирмы, то может быть, и теряем, но не каждая турфирма. Это объективная проблема тут. Как ее решить? За раз не завезешь 120 самолетов, не поставишь на поток. Многие туристы отказались от полетов после того, как вертолет разбился. Тем более есть яхты, катера, морские путешествия, есть чем заменить. Погода на Камчатке стоит отличная, уже третий месяц лета, такое лето впервые за всю свою жизнь наблюдаю. В это время года на Камчатке это просто нонсенс, днем до 30 градусов тепла, поэтому все открыто, можно везде ходить, все смотреть. О том, чтобы отобрать бизнес, идут слухи давно, и это было еще до этой истории, бизнес не только авиационный, но и рыбный. Но это вопрос риторический, потому что, если хотят, об этом никто говорить не будет».

Авиапарк «Витязь-Аэро» состоит из 23 вертолетов, 16 из них были задействованы в туристических перевозках. Министр туризма региона Владимир Русанов назвал запрет на коммерческие пассажирские перевозки этой авиакомпании туристической катастрофой.