Из приговора подполковника ФСБ убрали банкиров
Апелляция признала законным приговор Кириллу Черкалину, подвергнув его лишь незначительной корректировке. Сражение в суде второй инстанции развернулось главным образом вокруг исков потерпевших на 637 млн рублей
Читать на полной версииВторой Западный окружной военный суд признал законным приговор начальнику 2-го отдела управления «К» Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ подполковнику запаса Кириллу Черкалину, получившему семь лет колонии за взятки в размере 850 тысяч долларов США и мошенничество. Сам бывший сотрудник спецслужб, который уже через 2,5 года сможет претендовать на условно-досрочное освобождение, вердикт не оспаривал. Жалобы на приговор подали трое его предполагаемых соучастников. Их адвокаты возмущались тем, что судья Вадим Корчагин удовлетворил иски потерпевших на 637 млн рублей. Однако в этой части приговор устоял, претерпев лишь небольшие правки.
Апелляционная коллегия, состоявшая из тройки судей, смогла провести слушание лишь со второй попытки — 20 августа камеры «Лефортово» с видео-конференц-связью оказались надолго заняты, и тогда процесс отложили. На этот раз заседание тоже прошло не без накладок: позаседав в зале какое-то время, участники процесса вынуждены были переместиться с соседний, освободив помещение для не менее громкого дела — участников банды Гагиева.
Кто обжаловал приговор Черкалину
Жалобу на приговор МГВС от 22 апреля подал бывший руководитель Черкалина, замначальника управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ РФ Дмитрий Фролов, а также находящиеся в розыске бизнесмены: бывшие руководители АО «АКБ «Еврофинанс Моснарбанк» Владимир Столяренко и Александр Бондаренко и компания последних АО «РНГ». Дело в том, что по закону обжаловать судебный акт вправе «любое лицо, интересы которого могут быть затронуты приговором».
Бывшего заместителя руководителя управления «К» СЭБ ФСБ Дмитрия Фролова и его подчиненного Андрея Васильева лишь недавно начали судить в МГВС. Однако, в отличие от Черкалина, который признал вину, силовики вину отрицают.
По версии следствия, действуя в интересах Столяренко и Бондаренко, тогда еще действующие сотрудники ФСБ Фролов, Черкалин и Васильев мошенническим путем помогли похитить 49% долей в компании «Юрпромконсалтинг» в пользу банкиров Владимира Столяренко и Александра Бондаренко. Они уговорили бизнесменов Сергея Гляделкина и Игоря Ткача «временно» переоформить ее на подконтрольную банкирам компанию. Однако обратно долю потерпевшие не получили. Фирма «Юрпромконсалтинг» занималась соинвестированием строительства жилой застройки микрорайона Левобережный.
За мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и взятки (ч. 6. ст. 290 УК РФ) на сумму 850 тысяч Черкалин и получил срок. Его дело было рассмотрено в особом порядке — без исследования доказательств.
Об ущербе и о том, откуда он взялся
Вынося приговор Черкалину, судья Вадим Корчагин частично удовлетворил иски потерпевших Сергея Гляделкина и Игоря Ткача, которые оценили ущерб от потерянного актива в 19,4 млн рублей, включив в эту сумму не только стоимость их доли, но и упущенную выгоду от потери построенной недвижимости. Суд обязал подсудимого выплатить потерпевшим 637 млн рублей (по 318,9 млн рублей каждому) — сумму ущерба, которую установила экспертиза на следствии.
Тогда Гляделкин и Ткач предъявили иски ко всем фигурантам дела, включая Фролова, Васильева, а также сбежавших Столяренко и Бондаренко. Поэтому тот факт, что суд взыскал с Черкалина 637 млн рублей, сильно возмутил других фигурантов, которые решили, что по тому же пути может пойти и судья, который слушает уже их дело. Ведь, по версии следствия, фигуранты действовали совместно, и, как правило, суды делят ущерб на всех, взыскивая его в солидарном порядке.
Адвокаты фигурантов просили изменить приговор в части удовлетворения гражданских исков, оставив за потерпевшими право обратиться с ними в порядке гражданского судопроизводства. Также они подвергли сомнению размер ущерба в 637 млн рублей, который был установлен по результатам финансово-экономической экспертизы, проведенной АНО «Экспертология».
По мнению авторов жалоб, исследование было выполнено с нарушениями: эксперты не обладали должной квалификацией и не предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Но главное, эксперты допустили математическую ошибку. «Только из-за этой математической ошибки размер ущерба может составлять в 16 раз меньше, чем указано в деле», — заявил адвокат Фролова Андрей Андрусенко. Впрочем, он утверждал, что ущерб в деле вообще отсутствует, так как на момент продажи доли в 2011 году у компании «Юрпромконсалтинг» не было имущества, а долги фирмы перед кредиторами составили более 2 млрд рублей.
Несогласие с удовлетворенным исками высказала также и защита Столяренко и Бондаренко. «Если решение суда в части удовлетворения исков останется в силе, это создаст негативную преюдицию» — такое мнение высказал адвокат Столяренко Денис Левин. Помимо этого, находящиеся в розыске фигуранты были недовольны тем, что их фамилии упомянули в приговоре еще до процесса над ними.
Изъятые серверы и документы
В свою очередь адвокат нефтегазовой компании АО «РНГ» Андрей Белов возмутился тем, как при вынесении приговора суд распорядился судьбой вещдоков — изъятых в ходе обыска у фирмы серверов и документов. Суд постановил хранить их при основном, «материнском» деле, из которого выделяют дела всех фигурантов, а не вернуть владельцу. «Это дело может расследоваться долго, а если его приостановят, то мы вообще непонятно насколько лишимся нашего имущества», — сказал представитель фирмы Business FM. Он просил вернуть изъятое собственнику.
Тихую речь прокурора Ольги Михайловой сидевшие в конце зала журналисты так и не смогли расслышать. По смыслу выступления потерпевших стало ясно, что она просила оставить приговор без изменения, а апелляционные жалобы — без удовлетворения.
Сергей Гляделкин и Игорь Ткач были солидарны с гособвинением: «Я против жалоб. Во всех процессах, которые идут параллельно, мы дадим пояснения по всем вопросам, которые были заданы», — туманно заметил Гляделкин.
Кирилл Черкалин же, на все вопросы судей добавлявший «ваша честь», и вовсе отказался от выступления, передав слово адвокату Владимиру Михайлову. Тот заявил, что приговор постановлен «в полном соответствии УПК, с соблюдением прав не только осужденного, но и потерпевших». «Полагаю, что все поданные жалобы удовлетворению не подлежат», — сказал он.
В итоге судьи признали приговор законным, убрав из него лишь упоминание Столяренко и Бондаренко и заменив их на «лиц, дело в отношении которых выделено в отдельное производство». Вещдоки они постановили хранить «до разрешения уголовного дела».