Центробанк собирается ограничить время, в течение которого сервисы банков могут быть недоступны
В случае принятия проекта банкам придется отчитываться о сбоях и устранять их в течение максимум двух часов. Насколько реально устранить неполадки за такое время?
Читать на полной версииНа устранение сбоев банкам дано строго два часа. ЦБ намерен ограничить допустимое время, в течение которого приложения и другие сервисы банков могут быть недоступны. Это следует из положения, которое Центробанк опубликовал на своем сайте.
Если проект примут, банкам придется отчитываться о сбоях перед ЦБ и заранее уведомлять его о публикации сообщений, связанных с аварией.
Мало кто сейчас носит в кошельке наличные. И при сбое в банковском приложении можно попасть как минимум в неловкую ситуацию. Были случаи, когда пассажир не имел возможности расплатиться за такси, опаздывая на самолет. Так, например, в октябре прошлого года сбой произошел сразу в трех крупных российских банках: Tinkoff, ВТБ и «Альфе». В течение нескольких часов пользователи не могли войти в мобильные приложения. Исполнительный директор «БЕСТ-Недвижимости» Лина Кочекаева из-за сбоя не смогла оформить детское пособие. Она просидела в МФЦ почти час:
Лина Кочекаева исполнительный директор «БЕСТ-Недвижимости» «Я находилась в МФЦ, мне нужно было оформить очередные пособия. Поскольку я являюсь многодетной мамой, мне нужно было указать реквизиты моей карты. И понятное дело, что никто из нас никогда не носит расчетный счет и прочую информацию где-то на бумажке — все есть давным-давно уже в онлайне. Захожу в личный кабинет банка и, к сожалению, зайти туда не могу. То есть система у банка сбоила. Мы просидели с сотрудником МФЦ, ожидая, что ресурс будет доступен. Я позвонила в банк. Мне сказали, что мне не могут продиктовать мой расчетный счет по телефону. В итоге я потеряла кучу времени. Потому что мне пришлось приезжать в другой день, опять сидеть в очереди. Отпрашиваться на работе. И, в общем, подавать все документы вновь».
Теперь Банк России предлагает ограничить такие сбои двумя часами. Крупным банкам с активами более полутриллиона на восстановление процессов, которые обеспечивают размещение и обновление биометрических и персональных данных в Единой биометрической системе, планируется дать не более получаса. О сбоях и принятых мерах банки должны будут сообщать в ЦБ.
Понятно, что таким образом Банк России реагирует на частые падения систем в работе онлайн-сервисов крупнейших банков, но в некоторых случаях уложиться в два часа будет весьма проблематично, считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:
Чтобы вместо часов сбой занимал минуты, банкам нужно более чем в полтора раза увеличить затрату на инфраструктуру и IT-решения, комментирует руководитель департамента эксплуатации и разработки сервисных систем Ecommpay IT Евгений Кузовлев:
Евгений Кузовлев руководитель департамента эксплуатации и разработки сервисных систем Ecommpay IT «То есть мы можем допустить в терминах Центробанка не более четырех сбоев за календарный год длительностью до двух часов. И это будет стоить в среднем, по опыту рынка, сверх бюджета — половину бюджета на все информационные технологии. Если мы говорим о дальнейшем увеличении уровня надежности — то это кратный рост соответствующих бюджетов. И это однозначно вызовет значительное увеличение бюджетов финансовых организаций, чтобы этому соответствовать на деле, а не на бумаге. Если попытаться оценить в деньгах. Мы берем, например, приличный большой банк. В деньгах эта половина — это сколько? Если мы говорим про условный «Тинькофф», это, наверное, даже десятки миллионов долларов».
ЦБ планирует, что распоряжение вступит в силу 1 октября следующего года. Сейчас документ находится на стадии публичного обсуждения. Эксперты говорят, что два часа — это начальная точка отсчета. Дальше допустимое для сбоев время будет сокращаться.