Хруст французской булки теперь и в «Яндекс.Лавке»: сервис запустился в Париже
Станет ли успешным уникальный опыт «Яндекс.Лавки» в развитии быстрой доставки продуктов во французской столице и удастся ли ей обойти уже работающих в Париже конкурентов?
Читать на полной версииРоссийский сервис быстрой доставки продуктов запускается в Париже. Новость, что «Яндекс.Лавка» собралась на французский рынок под маркой Yango Deli, появилась в апреле. Говорилось, что сервис заработает в Париже в ближайшие месяцы в пределах кольцевой автодороги. Но у корреспондента Business FM в Париже Андрея Жвирблиса приложение пока не работает:
Андрей Жвирблис корреспондент Business FM в Париже «Скачанное мною Yango Deli сейчас пишет, что сервис пока еще не работает, и предлагает прислать извещение, когда заработает. По поводу перспектив Yango Deli французская деловая пресса высказывается с долей скепсиса. Это очень высококонкурентный рынок, на котором давно уже работают несколько крупных компаний и еще больше мелких. Yango Deli попытался было испугать их тем, что у него будет гораздо более высокая скорость доставки — 15 минут, а не 30, как почти у всех из них. Но тут же крупнейший ретейлер Carrefour, не дожидаясь появления Yango Deli, также сократил время доставки до 15 минут. Carrefour работает в сегменте экспресс-доставки продуктов не только под своей маркой, но и под рядом других. В частности, в конце июля он сообщил о приобретении быстрорастущего стартапа Cajoo».
В России «Яндекс.Лавка» работает больше двух лет в крупных городах и пригородах в формате магазина у дома. Ассортимент огромный. Есть в том числе товары под собственными торговыми марками. Доставляют не из ближайших супермаркетов, а со складов. В отличие от Москвы в Париже, как и в некоторых других европейских городах, закон запрещает открывать близко к центру крупные супермаркеты, чтобы не создавать сильной конкуренции торговым точкам шаговой доступности. Открытие большого числа складов — тоже непростая задача. Свободной коммерческой недвижимости в Париже мало, говорят эксперты, аренда весьма дорогая. Но на начальном этапе «Яндекс» может себе позволить в заметной степени субсидировать проект, рассуждает сооснователь исследовательской компании Data Insight Борис Овчинников:
Борис Овчинников сооснователь исследовательской компании Data Insight «Чуть ли не вчера появилось исследование, которое активно пиарил «Самокат», про то, что «Самокат» является крупнейшей в Европе сетью дарксторов экспресс-доставки. «Яндекс.Лавка» по европейским меркам тоже крупный игрок. Наверное, можно говорить о том, что ни у кого в Европе нет опыта развития и охвата территории с такой скоростью, с какой это делают в России «Самокат» и «Яндекс.Лавка». Речь идет про полностью локализованный сервис, там даже бренд другой. В основном все-таки в менеджерской команде живущие там люди. Курьеры тоже, которые нанимаются там, естественно, хотя это, конечно, куда более сложная, чем в России, задача, и потому, что труд курьеров стоит дороже, и потому, что более сложное и жесткое регулирование трудовых отношений и защиты прав курьеров».
Yango Deli, кстати, с ноября прошлого года работает в Израиле. Пока только в Тель-Авиве и пригородах, рассказывает житель Иерусалима, автор блога Wondering (non) Jew Тимур Мошеев:
Тимур Мошеев автор блога Wondering (non) Jew «Многие люди им пользуются из моих русскоязычных знакомых, да и в принципе израильтян. По факту это единственное приложение, которое в период получаса дает возможность доставить еду из супермаркета. Довольно маленький выбор продуктов пока что, и цены выше среднего, и они не укладываются в 15-20 минут, но в целом это приложение уникальное для рынка. В рекламу они вложились, по городу много плакатов. Характерная униформа полосатая у доставщиков заметна. И они довольно высокие зарплаты поставили доставщикам. Из конкурентов разве что приложения самих продуктовых сетей, но там быстрой доставки нет — только заказ на следующий день».
В конце июля была новость, что «Яндекс.Лавка» пришла и в Лондон. Сообщалось, что компания находится в процессе найма сотрудников и поиска помещений под склады.
В «Яндексе» ответили на запрос Business FM и сказали, что сервис в Париже уже запущен. Как отметили в компании, программные алгоритмы оптимизируют для сборщика маршрут по складу, чтобы он быстро собирал заказы, и выбирают курьеров, которые не заняты, находятся ближе всего к складу и смогут доставить покупки по конкретным адресам как можно быстрее. Курьеры работают на электровелосипедах и электросамокатах.
Над запуском и развитием сервиса во Франции работают международная команда из штаб-квартиры и локальная команда в Париже. Сейчас в ней около 40 человек, при этом Yango Deli продолжает нанимать местных специалистов, подчеркнули в «Яндексе».