Минтрансу, Минпромторгу и Минсельхозу поручили разработать меры по снижению цен на транспортировку продуктов
Как отметила Виктория Абрамченко, способы по снижению цен необходимо обсудить с бизнесом. К настоящему времени стоимость автоперевозок выросла от 20% до 50%
Читать на полной версииОбновлено в 18:15
Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила кабмину разработать меры по снижению цен на перевозку продуктов. По ее словам, стоимость автоперевозок выросла на 20%, а иногда даже на 50%. В связи с этим Минтранс, Минпромторг и Минсельхоз должны обсудить с бизнесом пути выхода из этого положения, следует из сообщения пресс-службы вице-премьера.
Абрамченко напомнила, что для сдерживания роста цен на овощи на Дальнем Востоке кабмин принял решение о стопроцентном субсидировании железнодорожных перевозок овощей в регион из Сибири и Урала.
В сфере продуктов питания цены на транспортировку традиционно растут к Новому году, а в январе-феврале случается просадка. На фоне неопределенности на рынке в 2020 году этого не произошло, и стоимость перевозок в летний сезон начала расти с уже и так завышенного уровня, говорит руководитель отдела внутрироссийских перевозок Stalogistic Шамхал Мирзоев:
Шамхал Мирзоев руководитель отдела внутрироссийских перевозок Stalogistic«Очень сильно выросли издержки реальных перевозчиков, владельцев транспорта, это касается цен на запчасти, на горюче-смазочные материалы. Водители не согласны работать за ту зарплату, которая была до этого. Дефицит квалифицированных водителей наблюдался в отрасли всегда, но фактор ковида почистил рынок, если можно так выразиться, и с рынка ушли мелкие перевозчики. Те, кто работали на себя или на крупном транспорте, решили уйти в малотоннажный. Это тоже вымыло часть водителей с рынка. Дефицит на данный момент усилился. Водитель-дальнобойщик должен быть квалифицированным, нельзя взять человека с правами, посадить за многотонную фуру и отправить в дорогу. Любое регулирование в этой сфере без решения системных вопросов, которые назрели до этого, по моему мнению, приведет только к временному эффекту плацебо, но через какое-то время, когда эти субсидии перестанут работать, цены вырастут еще сильнее. Сейчас маржинальность перевозок стала даже ниже, чем у строительного бизнеса, хотя обычно строительный бизнес по маржинальности был всегда небольшим. Если государство видит возможность как-то помочь перевозчикам, здесь имеет смысл сделать льготную установку дополнительного оборудования, которое требуется, поработать с системой поставок запчастей, чтобы не было накруток на их стоимость. Еще стоит показать образ водителя-дальнобойщика не как человека, которому приходится этим заниматься, а как востребованного, показать, что это профессия с будущим».
Вот что говорит коммерческий директор группы компаний МТЭК-Логистик Михаил Яриков:
Михаил Яриков коммерческий директор группы компаний МТЭК-Логистик «Пандемия, безусловно, внесла коррективы в отрасль, но при этом мы продолжаем исполнять свои контрактные обязательства и фиксируем рост, не тот рост, о котором вы говорите, в 25-50%, а около 10-15%. Он обусловлен нехваткой водителей. Если раньше мы бились за квалифицированных сотрудников, сейчас ищем уже любых. Еще повышение стоимости техники в лизинговых платежах в ее абсолютном выражении. Я знаком с ситуацией, которая возникла на юге России, где фиксируется двукратное увеличение тарифов, но в первую очередь я связываю это с серым рынком. Основную долю перевозок на юге России, которая занимается сельскохозяйственными предприятиями, занимают частные перевозчики, и, возможно, они воспользовались ситуацией на сегодняшний день и в угоду себе резко подняли тарифы. По данным системы «Платон» в системе зарегистрировано 23% юрлиц, а ИП и физлиц — 77%. Мы адекватно относимся ко всем решениям государства по обелению этого рынка. Кроме того, мы вступили в Хартию аграрно-промышленного комплекса, стараемся соблюдать все ее требования и надеемся на очищение рынка, чтобы была здоровая конкуренция».
Ранее «Коммерсантъ» писал, что на подорожание доставки продуктов жалуются производители. Тенденцию отметили, в частности, Рыбный, Картофельный союзы и Национальная мясная ассоциация. По их данным, цены в среднем выросли на 10-30%. Кондитеры заявили об увеличении стоимости перевозок до 160%. Чтобы снизить стоимость своих услуг, логистические компании даже предлагают субсидировать самих производителей, рассказывает руководитель проектов компании — члена Ассоциации организаций продуктового сектора «Адвантум» Андрей Сидоров:
Андрей Сидоров руководитель проектов компании — члена Ассоциации организаций продуктового сектора «Адвантум»«Мы контролируем в первую очередь перевозку скоропортящегося груза, то есть рефрижераторные перевозки. В этом направлении цены выросли от 20% до 50-60% в некоторых случаях. Это связано с тем, что недостаточно транспорта. Если смотреть 2019-2020 годы, приобретено на 30-40% меньше транспорта, чем это необходимо. Но при этом продуктовый ретейл вырос в среднем на 10-12%, а количество транспорта не прибавилось. Частные трассы, повышение цен на топливо есть, опять же, цены по платным дорогам, по увеличению цен на топливо увеличили перевозки на 5-10%. Самая основная проблема — это недостаток парка, поэтому цены так растут. Транспортные компании не совсем понимают, как к ним применены субсидии. Если посмотреть на ту же перевозку продукции по железной дороге, это не особо применимо, так как в автотранспорте десятки крупных игроков, есть опасение, что деньги просто дойдут не по адресу. Транспортные компании сами предлагают государству, чтобы оно субсидировало в первую очередь производителя, где он, получая субсидии государства, решает, каким образом доставить его продукцию до необходимой точки».
При этом вице-премьер Абрамченко отметила, что цены на овощи в магазинах сейчас снизились. Это связано с поступлением на полки нового урожая и оперативными действиями по развитию доступа сельхозпроизводителей к разным форматам торговли. В итоге картофель подешевел более чем на 12%, огурцы — на 38%, а помидоры — на 44,5%.