На устранение сбоев банкам могут дать строго два часа
Такой срок отводит Центробанк в своем проекте положения. Зачем потребовалось устанавливать такую норму и почему именно два часа?
Читать на полной версииОбновлено в 14:26
ЦБ намерен ограничить допустимое время, в течение которого приложения и другие сервисы банков могут быть недоступны. Это следует из приложения к проекту положения, который Центробанк опубликовал на своем сайте.
Двумя часами будет ограничена недоступность процессов, связанных с вкладами, переводами, открытием и ведением банковских счетов, операциями на финансовом рынке, кассовыми операциями и онлайн-сервисами дистанционного обслуживания, а также с идентификацией по биометрическим данным. Крупным банкам с активами более 500 млрд рублей на восстановление процессов, которые обеспечивают размещение и обновление биометрических и персональных данных в Единой биометрической системе, планируется дать не более получаса.
Комментирует руководитель департамента эксплуатации и разработки сервисных систем Ecommpay IT Евгений Кузовлев:
— Если мы посмотрим с точки зрения конечного пользователя, то массовый сбой приводит, например, к тому, что человек не может уехать на такси в аэропорт и опаздывает на самолет, потому что у него не проходит платеж. Центробанк хочет данным документом скорее привнести некую инженерно-техническую культуру в банковскую сферу, которая, несомненно, в отдельных организациях присутствует, но нельзя сказать, что целиком на рынке достаточно высокий уровень инженерно-технической культуры.
— Почему именно такое время — два часа?
— Здесь скорее просто нужно было найти некую точку отсчета, откуда двигаться. По-хорошему, сбой, который пользователь не заметит вообще, это когда достаточно второй раз нажать кнопку «оплатить» в приложении, приложить второй раз карту и так далее, и все пройдет безболезненно, тогда пользователь просто подумает: «Ну, что-то случилось». Условно говоря, это 30 секунд или минута. Но такой уровень технологической зрелости и такой уровень технологической надежности своих систем способны предоставить исключительные игроки финансового рынка. Поэтому два часа — это скорее достаточно мягкий и очень начальный уровень точки отсчета, на которую стоит ориентироваться и которая в дальнейшем, скорее всего, будет постепенно ужесточаться.
Безусловно, это реакция ЦБ на регулярные сбои в работе онлайн-сервисов крупнейших банков, но в некоторых случаях уложиться в два часа будет весьма проблематично, считает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
ЦБ планирует, что проект вступит в силу 1 октября следующего года. Сейчас документ находится на стадии публичного обсуждения.