Центробанк сообщил «Известиям», что уже в августе появится механизм, который должен позволить вернуть ошибочный или мошеннический перевод. Однако, в отличие от аналогичного механизма по карточным операциям, возмещение пока будет осуществляться не в обязательном порядке, а по доброй воле финансовых организаций.

Как заявляет Национальная система платежных карт, к ней уже подключены порядка 130 кредитных учреждений, пишут «Известия». Как сообщается, в случае ошибочного или мошеннического перевода средства могут быть возвращены на счет владельца в течение 15 дней. Но, как сообщил регулятор, для этого необходима добрая воля финансовых организаций, так как это не является так называемым чарджбэком — возвратным платежом, который используется при возникновении разногласий между продавцом товара или услуги и ее покупателем, который оплачивает их банковской картой. Фактически в этом случае речь идет о ситуации, когда клиент банка сталкивается с ошибкой или — что, увы, происходит все чаще — с элементарным мошенничеством, указывает член Ассоциации руководителей службы информационной безопасности Александр Токаренко:

Александр Токаренко член Ассоциации руководителей службы информационной безопасности «Регулятор пытается дальше продолжить выполнять требования закона, что платежи, которые несанкционированно проведены, банк в принципе обязан их выявить, и если лицо, у которого средства сняли со счета, объяснит, что это не оно проводило платеж, и если банк это примет, то банк обязан все это возвратить. Банки пытаются выполнять закон — не совсем, конечно, у них это получается, потому что доказать, что у вас кто-то вскрыл банк-клиент, или снаружи вообще откуда-то произошла махинация, или вот эти телефонные мошенники, которые кем только не представляются — и службой безопасности, и кем угодно, очень сложно».

В системе возврата платежей потенциально возникает еще одна коллизия. Например, вы оплатили товар или услугу — хотя бы простую поездку на такси, а потом отзовете свой платеж. Как поступать в этом случае банку? На чью сторону становиться? Может быть, тут могла бы пригодиться система защиты, которая была отработана достаточно давно и вне классической банковской, задается вопросом шеф-редактор Агентства кибербезопасности Анатолий Саутин:

Анатолий Саутин шеф-редактор Агентства кибербезопасности «Система возврата ошибочных платежей реализована в телеграм-ботах еще несколько лет назад по криптовалюте. Пока человек не получил деньги фиатные, то есть живые деньги на карту, и не подтвердил это, бот не отпускает криптовалюту. Так тоже может развиться определенный вид мошенничества: то, что человек может получить товар, но отозвать платеж. И как тогда доказать? Это для мошенников тоже отменная схема получается. Здесь просто банкам нужно в большей степени отслеживать непосредственно самих владельцев счетов на предмет благонадежности».

То есть чисто концептуально, если забыть о современных электронных методах расчета, речь идет все о той же, старой как мир, ситуации доверия или недоверия. Банков к клиентам, клиентов — к банкам и друг к другу. Но, в отличие от тех времен, когда в ходу, правда, не в России, были бумажные (обеспеченные или необеспеченные) чеки, — сейчас речь идет об электронных транзакциях, число которых в последние годы растет как снежный ком. Кстати, российский Центробанк сообщил, что уже в 2022 году к Системе быстрых платежей могут быть подключены и трансграничные переводы.