Ресейл против ретейла. Рынок вторичной моды растет в 11 раз быстрее, чем традиционная розничная торговля
Исследование изменений рынка публикует платформа FashionUnited. Как бренды подстраиваются под тренд на осознанное потребление и только ли из-за него секонд-хенды набирают популярность?
Читать на полной версииРынок перепродажи одежды через десять лет достигнет 84 млрд долларов, в то время как сегмент быстрой моды будет в два раза меньше — около 40 млрд долларов. Об этом говорится в исследовании FashionUnited.
Изменения на рынке стали заметны еще в 2018 году. Тогда, согласно исследованиям, доля одежды из секонд-хенда в гардеробе среднего американца уже составляла 15%. Связывают это с трендом на осознанное потребление. Его усилил пандемийный 2020 год, когда в период локдаунов многие оказались дома и увидели, сколько всего на самом деле у них есть.
На этом фоне, например, поднялся сервис для перепродажи ThredUp. В этом году он провел IPO, и в первый же день акции подорожали на 40%, а капитализация превысила 1 млрд 300 млн долларов. Комментирует инвестиционный консультант и сооснователь крупного российского бренда одежды премиум-сегмента Arctic Explorer Анатолий Цоир:
Анатолий Цоир инвестиционный консультант и сооснователь Arctic Explorer «Можно это назвать осознанным потреблением, но я думаю, что было столько лет неосознанного потребления, что просто надо шкафы разбирать. Люди, которые неосознанно потребляли, сейчас с удовольствием продали это. Много различной рекламы, появились маркетплейсы с одеждой б/у. У нас были подобные идеи, идеи достаточно интересные, включая аренду. Сейчас аренда сумок популярна. Все эти вещи интересные, но мы сфокусированы на развитии нашего бренда, поэтому на этом и стоим».
По данным за прошлый год, увеличилось и число потребителей, кто впервые приобрел подержанную одежду. И в ответ на увеличение спроса 60% ретейлеров заявили, что готовы предложить аудитории подержанные товары.
Например, несколько брендов из группы H&M запустили сеть секонд-хендов. А в сервис продажи подержанного люкса инвестировал холдинг Kering, владеющий брендами Gucci, Balenciaga и другими. «Мы признаем, что отношение покупателей изменилось. Не хотим закрывать глаза и притворяться, что ничего не происходит», — заявили в Kering.
А бренды масс-маркета запускают в продажу старые коллекции, вводят сервисы аренды вещей и их ремонта, собирают одежду на переработку.
Приток покупателей в сегмент подержанной одежды отмечает и директор по маркетингу сток- и секонд-хенд-гипермаркета «Евробренд» Александр Айвазян.
Александр Айвазян директор по маркетингу гипермаркета «Евробренд» «Всплеск есть, еще до ковида к нам пришли люди, которые не были ни разу. Люди, которые одевались в магазинах, просто перестали иметь возможность себе это позволить. Понимаете, что сейчас очень много всего. Сейчас можно экономить на всем не глядя. Молодежь, которая составляет огромную аудиторию, просто не думает по поводу каких-то брендов. Они просто покупают себе хорошие джинсы. У нас присутствуют коллекции предыдущих лет, привезенные из Европы, поэтому, конечно, им везет на это».
По некоторым подсчетам, покупка подержанных товаров может сократить углеродный след каждого потребителя в среднем на 82%. Но дело не только в экологии. С прошлого года одежда подорожала примерно на 10%. И рост продолжится, по мнению участников рынка, к началу следующего года цены могут подняться еще на 20%. Комментирует основательница сети магазинов Dress Factory Анастасия Базарова:
Анастасия Базарова основательница сети магазинов Dress Factory «Цена на одежду, как и на все остальное, безусловно, повысилась. Я чувствую это и на собственном бизнесе, потому что совершенно без своего желания я вынуждена повышать цену, иначе никак не справиться и не выжить. Конечно, мы чувствуем, что люди уходят в какие-то сетевые магазины, которые занимаются перепродажей. Это некий тренд, который диктует нынешняя экономика. Когда мы видим, что огромный прирост на рынке занимают стоки, мне кажется, что здесь не нужно ничего говорить, тут все понятно».
По данным FashionUnited, за прошлый год потребители сэкономили примерно 390 млрд долларов, заменив новые вещи подержанными. Как бы за старшим братом донашивать не пришлось.