Подавляющее большинство беженцев из Афганистана — женщины. Что ждет тех, кто не уехал?
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что 80% беженцев из Афганистана — женщины. Всего в стране, по ее словам, беженцами стали почти 4 млн человек. Стоит ли верить обещаниям запрещенной террористической группировки не ущемлять права человека?
Читать на полной версииС приходом к власти в Афганистане движения «Талибан» (признано террористическим и запрещено в РФ) судьба проживающих там женщин может круто измениться в сторону бесправия.
Пока талибы демонстрируют относительное дружелюбие и в отношении женщин обещают права и свободы. Например, возможность получать образование при наличии отдельных от мужчин аудиторий и работать — хотя в июле в Кандагаре боевики выгнали женщин из офисов банка Azizi и запретили возвращаться.
Паранджа вроде как тоже не обязательна, достаточно хиджаба. Однако в магазинах Кабула этот вид одежды, полностью закрывающий женщину, теперь в дефиците — резко вырос спрос, цены взлетели в десять раз. А в провинциях мужчины заставляют своих жен и дочерей носить паранджу, опасаясь расправы.
Талибы не против, чтобы женщины появлялись на радио и телевидении, однако в провинции Газни сотрудниц радиостанции уволили. Обещана также возможность женщинам участвовать в работе правительства и парламенте. Однако то, что происходит сейчас, доказывает обратное, говорит внучка бывшего премьер-министра Афганистана Мухаммеда Юсуфа политолог Дарья Митина:
Дарья Митина внучка бывшего премьер-министра Афганистана Мухаммеда Юсуфа, политолог «Из Кабула эвакуируется семья действующего депутата парламента Афганистана, она женщина, у нее есть вид на жительство в России. Она была депутатом от провинции Забуль. Сейчас она пытается безуспешно покинуть Кабул, ее почему-то нет в списках. Я уже не говорю о возможности дальше исполнять депутатские обязанности. Парламент Афганистана никто не упразднял, никто не распускал. Сейчас за депутатами объявлена настоящая охота. Талибы врываются в их дома, убивают, берут в заложники детей. Сеть полна различных видео совершенно невыносимых, которые дольше пяти секунд смотреть просто невозможно. Там, например, избиение женщин за то, что они покинули дом без сопровождения, за то, что они в одиночестве идут по улице, и так далее».
Многие с ужасом вспоминают времена первого афганского эмирата, когда талибы правили с 1996-го по 2001 год. Тогда женщинам нельзя было выходить на улицу без сопровождения мужа или родственника, носить яркую одежду и краситься, ездить одной в такси и в автобусе вместе с мужчинами, получать образование, работать где-то, кроме медицины, заниматься спортом и так далее. Но самое страшное, что за нарушение правил женщин жестоко карали. Теперь афганки боятся, что все это вернется.
Associated Press сообщает о девушках из провинции Тахар, которые были избиты за ношение сандалий. Портал Rukhshana Media пишет о том, что талибы составляют списки незамужних женщин, чтобы насильно выдавать их замуж за боевиков. Rukhshana Media — это афганское женское информагентство, созданное в память о девушке Рухшане, забитой камнями в 2015 году в провинции Гор за то, что она пыталась сбежать от мужа, за которого ее насильно выдали.
За 20 лет без талибов выросло целое поколение, афганское общество изменилось и возвращение к старым порядкам может не принять. Как в этой ситуации будут действовать талибы, рассуждает директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар:
Омар Нессар директор Центра изучения современного Афганистана «Это зависит от того, смогут ли талибы найти общий язык с другими политиками и сформировать инклюзивное правительство. С другой стороны, они не совсем были готовы к этим изменениям, которые произошли в афганском обществе. То есть многие вещи для них стали сюрпризом, и где-то они вынуждены сделать шаг назад, где-то они сопротивляются. Одно очевидно, что жизнь афганских женщин будет другой после этого. Я думаю, что ситуация развивается нестандартно. Например, сейчас в таких городах, как Кандагар, Джелалабад, введены более жесткие меры по отношению к женщинам, чем в Кабуле. Может быть, такая ситуация будет сохраняться. Разумеется, что и в Кабуле, наверное, будет все-таки пожестче».
В Афганистане есть и женщины-бойцы с оружием в руках. Глава округа Чаркинт в провинции Балх Салима Мазари за три года сумела привлечь в добровольческие отряды более 600 человек и уговорила 125 талибов сдаться. Пока это один из немногих районов, не захваченных «Талибаном». Афганки берутся за оружие и в других провинциях. И талибы их опасаются, так как считают смерть от руки женщины позором.
Сейчас талибам важно расположить к себе мировое сообщество, поэтому они делают миролюбивые заявления. Однако будут ли им следовать в будущем — большой вопрос. Кроме того, есть боевики, которые орудуют в провинциях и которым нет дела до дипломатии: будут ли они подчиняться такого рода разнарядкам со стороны верхушки группировки? Вопрос еще в том, будут ли мировые державы применять все возможные дипломатические рычаги, чтобы права женщин соблюдались, или ограничатся отчетами правозащитных организаций?