Обновлено в 16:20

Минюст, возможно, обяжет НКО, признанные иноагентами, отчитываться об участниках их мероприятий. Это усложнит и без того непростое существование таких организаций.

Как следует из проекта ведомства, НКО нужно будет представлять сведения об участниках, размере финансирования и расходах каждого организованного ими мероприятия. В отчетность добавится специальная форма, где будут указываться цели и задачи программы, этапы, условия ее реализации.

Новые правила вызывают недоумение, говорит Александр Верховский, директор аналитического центра «Сова», который признан иноагентом в 2016 году:

Александр Верховский директор аналитического центра «Сова» «Во-первых, мы уже должны указывать всех участников мероприятий в действующих формах, буквально недавно это появилось. Это означает, что будет публиковаться отчет, личные данные множества людей. Надо будет у всех спрашивать разрешение на публикацию их личных данных? А если они не хотят, чтобы их личные данные публиковались? Они не будут участвовать в мероприятии? Во-вторых, организации должны подавать заранее, до ноября, заявки, в которых они описывают программы и мероприятия на весь следующий год. Мало того что я не понимаю, что такое программы и мероприятия, неплохо бы дать какие-нибудь определения этому, но главное, что реальная жизнь некоммерческих организаций не планируется так подробно. Я не знаю, у кого она планируется в подробностях на год вперед, то есть это к жизни не привязано. На практике это будет означать, что неизбежно будут нарушения в отчетности, невозможно все строго запланировать и выполнить в течение года».

Обновленный порядок может вступить в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать шесть лет. Раньше сведения о программах подавались в уведомительном порядке, но в апреле был принят закон, согласно которому иностранные агенты должны заранее согласовывать с Минюстом все свои программы и министерство может частично или полностью запретить их проведение.

Есть и другие нюансы по отчетности, которые чреваты «бюрократизированием» работы НКО-иноагентов. Для небольших некоммерческих организаций, у которых нет иностранных членов и учредителей и которые получают меньше 3 млн рублей в год, кардинальных изменений не будет. Для больших организаций с зарубежными источниками форма отчетности серьезно меняется, так как расширен перечень тех, кто относится к зарубежным источникам, поясняет глава совета ассоциации «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская:

Дарья Милославская глава совета ассоциации «Юристы за гражданское общество» «Если раньше это были иностранные государства, иностранные организации, иностранные граждане и российские юридические лица, которые в свою очередь получили от них [средства], то сейчас добавлены физические или юридические лица, действующие в качестве посредников. Уже на будущий год в отчете нужно будет указывать эту информацию, если источником средств денежных или иного имущества для некоммерческой организации является российское юридическое лицо, бенефициарный владелец которого — иностранное лицо. Бенефициарный владелец — это человек, который владеет 25% акций или более 25% в доле, если это общество с ограниченной ответственностью, или оказывает влияние на деятельность организации. Мы пока не очень понимаем, каким образом организации будут искать, кто является бенефициарным владельцем. В ЕГРЮЛ можно посмотреть, кто участник, доли там тоже часто указаны, а кто оказывает влияние, конечно, посмотреть нигде невозможно».

На сегодняшний день в России больше 70 НКО, выполняющих функции иностранных агентов. Среди них правозащитный центр «Мемориал», некоммерческая организация-фонд «Правовая инициатива», фонд «В защиту прав заключенных». Движение «Голос» 18 августа стало первым в реестре незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента.