Обновлено в 23:13

Абитуриенты и их родители возмутились новыми правилами зачисления в российские вузы с отменой второй волны поступления. Несостоявшиеся студенты пишут петиции и жалуются в Минобрнауки, в прокуратуру и в СМИ.

Конкурентная борьба оказалась неравной: медалисты могли не поступить, а ребята с более низкими баллами — попасть в престижный вуз. Выпускники российских школ, даже те, у кого высокий балл по ЕГЭ, оказались в ситуации, когда изменить выбор учебного учреждения они уже не могут.

Гарантий зачисления не было до последнего момента. Сейчас выпускник может подавать заявление в пять вузов. Раньше университеты публиковали список поступивших и ждали от них согласия, но многие абитуриенты выбирали другие вузы. Так освобождались места для тех, чьи баллы были ниже. Сейчас так делать нельзя. В результате итоги поступления стали для многих шоком.

Студенты и абитуриенты рассказали Business FM, как это было. Вот что говорит абитуриент из Томска Данил:

«В приоритете у меня был ТУСУР (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. — Business FM). Числа 11-го была последняя дата приема согласия на зачисление, по условиям приемной комиссии нужно было отозвать согласие из других вузов, иначе никак не поступить. Я отозвал из КемГУ, из СибГИУ и надеялся, что поступлю в ТУСУР, потому что место было хорошее — 26-е из 35 в списке. Я думаю: ну все, поступлю. Потом, прямо ближе к шести, сайт перестал работать, я не мог посмотреть конкурсную ситуацию. Десять человек-то навряд ли зайдут в шесть часов и документы подадут. Сайт день не работал, я ночью числа 13-го смог зайти на сайт ТУСУРа, смотрю список — и меня вытеснили из бюджетных мест. Перед тем, как сайт престал работать, просто 15 человек в один момент подали документы. Я же отозвал согласие из других вузов, а обратно подать их еще раз нельзя. Я в ТУСУР не поступил и не могу поступить в другие вузы, потому что из них отозвал согласие. Вот и проблема. Сейчас в СибГИУ начался набор на дополнительные места, я на него подал документы, надеюсь, что получится поступить. А если не получится, то придется идти в армию или как-то пытаться поступить на платное».

Эта система поступления похожа на игру в рулетку, рассказывает первокурсница из Казани Александра.

«Я подавала документы в пять университетов. Я боялась пролететь с моими баллами, которые были не слишком-то высокими, но и не слишком низкими. Я сейчас поступила и зачислена на первый курс в Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. Среди 72 человек я 30-я зачисленная. Проходной балл с прошлого года даже упал на четыре балла, но не слишком критично. Страшно было с одной волной: не дай бог не попадешь, не дай бог год потеряешь, еще и ЕГЭ усложняют в следующем году, страшно было, что придется пересдавать, чтобы получить баллы лучше. Когда начали подавать согласие, я подала в последний день, я отношусь к числу тех студентов, которых как раз таки осуждают, говорят: «Не подавайте в последний день, подавайте сразу». Страшно подавать сразу, потому что непонятно. В принципе, кампания показалась не слишком сложной, как можно было ожидать. Просто сложно было понять, сама система была похожа на какую-то рулетку: ты можешь подать согласие и думать, что 40 человек перед тобой точно согласие не подадут, не наберутся, потому что вероятность очень низкая, а они набираются, и ты вылетаешь из списка. Постоянно было страшно, постоянно».

Для большинства такое поступление превращается в лотерею, говорит абитуриент из Москвы Михаил.

«У меня довольно-таки неплохие баллы по ЕГЭ. Подавал в четыре вуза: РЭУ, РАНХиГС, Финансовый университет и РУДН. Согласие решил подать ближе к концу времени приема, чтобы была более объективная возможность понимать, поступлю я или нет. Тем не менее за полчаса до конца приема мне позвонили из приемной комиссии того факультета, куда я подал согласие, и в немного резкой форме порекомендовали убрать свое согласие, так как я не проходил. Я ввелся в заблуждение о своих шансах из-за того, что не учел поступивших 6 августа, то есть целевиков и олимпиадников. Соответственно, я был на 13-й позиции из 15 мест, но не учел тех, кто поступил, как я уже сказал, по целевой квоте и олимпиадам. Получилось это потому, что список этих самых целевиков и одимпиадников был где-то запрятан, его очень сложно было найти. Мне за 15 минут до конца приема пришлось перекладывать свое согласие в другое место, и там я уже смог поступить. Меня возмутила непрозрачность этой системы поступления: до последнего момента непонятно, поступил человек или нет. Только ученик, у которого 100 баллов по всем экзаменам, может понимать, поступил он или нет, для всех остальных людей это лотерея».

То, что плохо для абитуриентов и их родителей, оказалось более удобной схемой для вузов, объяснила начальник управления «Приемная комиссия» Российского экономического университета имени Плеханова Аюрика Батуева.

Аюрика Батуева начальник управления «Приемная комиссия» Российского экономического университета имени Плеханова «То, что волна одна, нехорошо для родителей, а вузы в этом плане в более комфортной ситуации. Когда ребенок, например, зачислялся в первую волну в один вуз, потом во вторую волну проходил в другой вуз и забирал документы из первого, бежал во второй, но это «бежал во второй» могло состояться в последний день второй волны. Получалось, что в том вузе, откуда он уходил, образовывалось вакантное место, которое надо было заполнить, соответственно, шло проседание по проходному баллу».

Но есть другая проблема. Привыкать к новым правилам было непросто и приемным комиссиям. Изменения происходят слишком часто, говорит ректор РосНОУ, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов:

— Во времена СССР менять правила приема можно было не чаще, чем раз в пять лет. Тогда же тоже были изменения, но столь часто они никогда не шли. Причина? Люди к этому не привыкли. Причина вторая: мы не можем научить наших сотрудников регулярно быть на должном уровне, потому что это всегда сложно человеку объяснить. Мы уже приемную комиссию учим за несколько месяцев до начала, за месяц, в итоге все равно люди не всегда полностью владеют информацией. И это проблема практически всех вузов, с кем мы сталкиваемся. У нас претензий была масса — не то чтобы сверхсильные скандалы, но недовольства были большие.

— То, что убрали вторую волну, в итоге было правильное решение, как Вы считаете?

— Какой-то еще вариант поступления необходимо было бы оставить. Хотя бы небольшую калитку надо было бы оставить, не надо было ее захлопывать.

Приемная кампания в этом году проходила онлайн. Некоторые вузы признали, что их сайты работали с перебоями из-за того, что абитуриенты принимали решение о том, где учиться, в последний момент. Те, кто сделали выбор раньше, не всегда могли отследить, на каком месте конкурсного списка находятся и адекватно оценить свои шансы.

На сайте Change.org родители и непоступившие запустили петицию и хештег #ПочинитеПрием. К вечеру 18 августа ее подписали почти 11 тысяч человек. Авторы петиции также обратились в Минобрнауки и Рособрнадзор с просьбой скорректировать новые правила приема в вузы.