Странное ходатайство об УДО. Выпустят ли организатора убийства Старовойтовой?
Осужденный за организацию убийства политика Галины Старовойтовой бывший депутат Госдумы Михаил Глущенко подал ходатайство об условно-досрочном освобождении. Есть ли у него шансы выйти на волю?
Читать на полной версииБывший депутат Госдумы Михаил Глущенко, осужденный на 17 лет лишения свободы за организацию убийства в 1998 году политика Галины Старовойтовой, подал в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга ходатайство об условно-досрочного освобождении (УДО). Его адвокат утверждает, что осужденный, отсидевший 12 лет, полностью встал на путь исправления и «уже не тот человек».
Впрочем, с его выходом на волю может не согласиться потерпевшая, которой признана сестра погибшей Ольга Старовойтова. Однако это не единственная причина, которая может помешать удовлетворению просьбы.
Ходатайство об условно-досрочном освобождении авторитетному бизнесмену Михаилу Глущенко, который известен в криминальной среде как Миша Хохол, в первый раз подавал еще в 2019 году. Однако тогда он его отозвал без объяснения причин.
Сроки за убийство Галины Старовойтовой
Срок в 17 лет в колонии строгого режима он получил по приговору Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга. Его дело было рассмотрено в особом порядке. В ходе следствия Глущенко полностью признал вину и сообщил о другом организаторе преступления. По его словам, им был авторитетный предприниматель Владимир Барсуков (Кумарин), которого считают лидером тамбовской организованной преступной группировки. Он выполнял желание «неустановленного лица» прекратить государственную и политическую деятельность Старовойтовой. Сам Глущенко заявил, что передал одному из исполнителей убийства Юрию Колчину (прозвище Саша Брянский) поручение Кумарина и «тамбовские» проголосовали, будут они убивать Старовойтову или нет.
Сопредседатель партии «Демократическая Россия», депутат Госдумы второго созыва Галина Старовойтова была застрелена в ночь на 21 ноября 1998 года в Санкт-Петербурге в подъезде своего дома на набережной канала Грибоедова.
В 2005 году Санкт-Петербургский городской суд приговорил подготовившего покушение бывшего прапорщика ГРУ Юрия Колчина и киллера Виталия Акиншина к 20 и 23 с половиной годам лишения свободы соответственно. Второй непосредственный исполнитель преступления Олег Федосов скрылся.
Срок в 17 лет Глущенко получил по совокупности с приговором по другому делу: 5 марта 2013 года Куйбышевский районный суд Петербурга назначил ему 8 лет лишения свободы и штраф в 300 тысяч рублей за вымогательство денег и имущества на сумму 10 млн долларов у бизнесменов братьев Вячеслава и Сергея Шевченко.
Обвинение Барсукова
Владимира Барсукова же обвинили в соучастии в убийстве Галины Старовойтовой лишь в 2019 году. Ему вменили в вину «организацию убийства государственного деятеля « (ч. 3 ст. 33, ст. 277 УК РФ). По этой статье ему грозит от 12 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы. При этом Кумарин уже имеет срок в 22 года лишения свободы по трем другим делам. Вместе с обвинением в убийстве Галины Старовойтовой ему вменяется еще один эпизод — организация убийств членов «тамбовского сообщества» Георгия Позднякова и Яна Гуревского, расследование которого тянется с 2008 года. За «волокиту» по нему Барсуков даже отсудил у Следственного комитета компенсацию в 130 тысяч рублей.
«Дисциплинирован и исполнителен»
Что же касается Глущенко, то, как сообщили в Объединенной пресс-службе судов Санкт-Петербурга, в своем ходатайстве о его УДО адвокат осужденного Ольга Куликова указывает, что ее подзащитный отсидел две трети наказания. Оно начало исчисляться с момента его задержания в июне 2009 года. Освободиться осужденный должен 15 июня 2026 года, и его неотбытый срок на момент подачи в суд ходатайства составил пять лет и семь дней.
Защитница также считает, что Глущенко не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. В частности, она ссылается на характеристики руководства СИЗО № 3 Санкт-Петербурга, где осужденный содержится последний год. Оно указало, что Глущенко зарекомендовал себя с положительной стороны. Администрация исправительного учреждения отмечает, что заключенный «дисциплинирован, исполнителен, активно участвует в общественной жизни учреждения, злостным нарушителем не признавался, взысканий не имеет, готов к работам по хозяйственному обслуживанию территории учреждения». Взаимоотношения с другими осужденными у него ровные, а в конфликтных ситуациях он замечен не был. Установленный порядок отбывания наказания Глущенко не нарушает. В обращении с сотрудниками администрации он вежлив и корректен, «социальные связи не утратил».
Куликова обращает внимание суда на то, что у Глущенко имеется собственное жилье в Санкт-Петербурге и в случае УДО он готов приступить к работе, о чем имеется гарантийное письмо от работодателя. Тем самым, полагает она, ее подзащитный «скорейшим образом социализируется и станет полноценным членом общества».
Также к ходатайству защиты приложен ряд ходатайств общественных деятелей, которые поручились за 64-летнего арестанта. Последний, в прошлом заслуженный тренер России и мастер спорта по боксу, изъявил готовность в случае освобождения участвовать в развитии спорта и физической культуры, «выступать в качестве мецената в проведении спортивных турниров по единоборствам».
«Очень искренний человек»
Ольга Куликова в беседе с Business FM назвала своего подзащитным «очень искренним человеком». А на вопрос радиостанции о том считает ли она, что он искренне раскаялся, ответила так: «Это уже не тот Михаил Иванович Глущенко, которым все его помнят». При этом она не смогла пояснить, по какой причине ее подзащитный уже более года находится в СИЗО № 3, отметив, что направляла по этому поводу запрос руководству ФСИН, однако получила очень лаконичный ответ о том, что в ведомстве считают это «целесообразным».
Судебное заседание по вопросу о возможности досрочного освобождения Глущенко назначено на 22 сентября. Однако выходу экс-депутата на волю может помешать позиция потерпевшей, которой по делу признана сестра Галины Старовойтовой Ольга Старовойтова. Впрочем, Business FM она призналась, что не планировала возражать. «Но у меня есть хороший адвокат, пусть он решает», — сказала она — Мне это не очень важно. По идее Глущенко должен отсидеть [полный срок] до конца. Он нанял банду убийц, это преступление крупное. Но положить на это свою жизнь я не собираюсь, у меня есть другие заботы».
Ольга Старовойтова напомнила, что Глущенко не сам решил покаяться, показания против него дал осужденный исполнитель преступления Юрий Колчин. «Когда он лет 10 посидел, он понял, что никто его не вытащит, он дал вполне достоверные показания на Глущенко. То, что Глущенко нанял эту банду, для меня не было открытием, — сказала Ольга Старовойтова. — Но вот интереснее всего заказчик. Организаторов может быть пять, может быть 50, там могут быть разные «ступени». А кто заказчик, я не знаю, и следствие это не установило».
Просьба без логики
По сведениям потерпевшей, расследование дела против Владимира Барсукова в последнее время затянулось, и следователи планируют его завершить «уже больше года». «В суд дело собирались передавать летом, потом следователь сказал мне, что осенью. Оно «на подходе» уже очень много лет», — заметила потерпевшая. По ее словам, знакомясь с материалами дела, она не пришла к полной убежденности о виновности Барсукова. «Полной убежденности нет, но похоже на то, что он один из организаторов. Он тогда правил городом», — заметила Ольга Старовойтова.
Затяжной характер расследования подтвердил и адвокат Барсукова Сергей Афанасьев. По его словам, объявить об окончании расследования следователи ФСБ планировали еще весной 2019 года, но «воз и ныне там».
При этом Афанасьев высказал недоумение по поводу ходатайства Михаила Глущенко об УДО, отметив, что «не видит в нем логики». Дело в том, что экс-депутат находится под следствием еще по одному делу — об убийстве на Кипре в 2004 году трех россиян, в том числе экс-депутата Госдумы Вячеслава Шевченко. В этом случае предполагать, что его отпустят, было бы довольно странно, хотя никакой меры пресечения ему по этому делу не избрано, поскольку в этом просто не было необходимости. Ранее в СМИ сообщалось , что заказчиком вышеназванного преступления Глущенко назвал все того же Барсукова-Кумарина. Впрочем, по словам Афанасьева, защита сомневается в правдивости этих показаний, как и показаний, данных Глущенко по делу об убийстве Галины Старовойтовой.