На Дальнем Востоке электромобиль обходится дешевле Lada Granta
Дороговизна бензина и дешевизна электричества привели к широкому распространению подержанных электромобилей в дальневосточных регионах России. Есть ли какие-то минусы во владении и обслуживании электрокаров, что говорят их владельцы?
Читать на полной версииАгентство Bloomberg обратило внимание на то, что жителям российского Дальнего Востока содержать старый Nissan Leaf намного проще, чем российский «народный» автомобиль. Как пишет агентство со ссылкой на «Автостат», больше 20% электромобилей, ввезенных в Россию с января по май, было продано именно в Хабаровске и Приморье. При этом на Москву, где проживает как минимум вдвое больше людей, в этот период пришлось всего 14%.
Высокий спрос на электрокары в регионе агентство объясняет доступностью подержанных машин из соседней Японии и дешевой электроэнергией. Но так ли все радужно в электромобильной жизни Дальнего Востока?
Бестселлер Дальнего Востока — подержанный праворульный Nissan Leaf. По данным Авто.ру, этот автомобиль 2011-2014 годов выпуска стоит от 400 000 до 600 000 рублей. Но у такой машины уже довольно сильно изношена батарея. Leaf поновее с запасом хода 110-140 километров будет стоить уже тысяч 800, и таких на местных дорогах уже значительно меньше. По данным Vygon Consulting, которые цитирует Forbes, экономия при владении подержанным Nissan Leaf на Дальнем Востоке России составляет в среднем 40 000-50 000 рублей в год по сравнению со стоимостью владения Lada Granta.
На «электричке» не нужно менять масло и фильтры, ввозная пошлина — ноль, налога нет, а главное — сравнение цен на бензин и электричество. Электроэнергия на Дальнем Востоке субсидируется, а бензин там традиционно дороже, чем по всей стране. На конец июля, по данным Росстата, которые приводит в своей статье Bloomberg, литр топлива здесь стоил на 6% больше средней цены по России. И вот к чему мы приходим, говорит житель Хабаровска Денис:
«Я продаю свой второй электрокар, у меня сейчас третий. Заряжаюсь я дома, вывел розетку на улицу. Домашняя заряжается, смотря насколько у вас разряжена батарея. Ночной тариф у нас 99 копеек сейчас. Если у вас остаток 20%, то она будет заряжаться часов шесть, это вот сейчас 30-киловаттная машина, то есть около 160 километров вам будет стоить 20 рублей».
Что касается уличной инфраструктуры, в Хабаровске, например, 12 станций быстрой зарядки, и если машина разряжена в ноль, то за 40 минут ее можно зарядить до 80-90%. Но обычно владельцы едут туда с остатком заряда около 20%. В таком случае — 20-30 минут, и запаса хватит еще на день. По Владивостоку, по словам Леонида Копылова, директора по маркетингу местной компании «Сумотори», которая занимается ввозом автомобилей в Россию, ездить на электрокаре можно. Но пока не очень комфортно.
Инфраструктура пока развита недостаточно, но растет она заметными темпами. А что касается экономии, да — по словам Копылова, столько, сколько он тратит на бензин за месяц, его знакомым владельцам электромобилей хватает на полгода. Но за эту экономию в итоге тоже придется платить, напоминает он:
Леонид Копылов директор по маркетингу компании «Сумотори» «Надо понимать, что в этих машинах, например, Nissan Leaf, который подержанный стоит 500 тысяч рублей, новая батарея будет стоит 300 тысяч. Ситуация такая, что замена батареи равна практически стоимости нового такого. Поэтому вот эта экономия на бензине, сейчас она извивается в стремительной потере рыночной стоимости вот этих вот маленьких «электричек», назовем ее так. Но, конечно, для повседневного потребления на небольшие расстояния это очень дешево».
Подержанные Nissan Leaf на дальневосточных дорогах перестали быть экзотикой примерно полтора-два года назад. А вот свежие модели с большим объемом батареи на вторичном рынке стоят уже около полутора миллионов, и их значительно меньше. Не говоря об электрокарах от BMW, Jaguar или Tesla. Они тоже есть, но штучно. Но тот факт, что народные умельцы уже активно открывают гаражи, в которых они научились как-то продлевать жизнь старым батареям бывших в употреблении Nissan, говорит о том, что Дальний Восток верит в будущее этого вида транспорта.
В целом же, по данным Vygon Consulting, электромобили пока составляют менее 0,2% от общего парка легковых автомобилей России. Причина — изначально они все еще намного дороже бензиновых. Но, по данным Bloomberg, батареи постоянно дешевеют, и в конце 2020-х годов электромобили сравнятся по цене с машинами с ДВС или даже могут стать дешевле.