Пандемия привела к резкому снижению суммы авторских отчислений для российских музыкантов
Основная причина — падение посещаемости баров, кафе и ресторанов, в которых играется музыка, а также сокращение музыкальных мероприятий. Российское авторское общество пытается найти иные методики расчета авторских вознаграждений
Читать на полной версииРоссийские музыканты за прошлый год потеряли почти половину авторских отчислений, сообщает РБК со ссылкой на отчет Российского авторского общества (РАС). На фоне пандемии сборы РАС составили 3 миллиарда 300 миллионов рублей. Этот показатель стал самым низким за десять лет.
Из этого непосредственно авторы хитов, исполняемых в барах, кинотеатрах и на радио, получили только 1 миллиард 700 миллионов — в 1,6 раза меньше, чем в 2019 году.
Самая большая доля отчислений идет от общепита: ежемесячная ставка для ресторанов составляет 40 рублей за квадратный метр, но не менее полутора тысяч рублей. Поэтому доходы с авторских у музыкантов просели в первую очередь в месяцы локдауна, поясняет исполнительный директор РАО Алексей Карелов:
— Все мы с вами столкнулись с пандемией, ее мы совсем не ждали. Безусловно, пытаемся сохранить сборы на должном уровне, чтобы хоть как-то поддерживать авторов, предложить им какую-то альтернативу в данный момент времени не представляется возможным. Ожидаем только, что и власти смогут каким-то образом повлиять на ситуацию борьбой с пандемией, чтобы не вводить жестких мер и не ограничивать использование музыкальных произведений в общественных местах. Общепит в сборах — наверное, процентов на текущий момент 60-70. Концертная деятельность — 15-20%, не более.
— Возникали идеи каких-то гибких договоренностей с заведениями, если мало людей, даже учитывая, что они открыты, может быть, уменьшить сумму отчислений, а как в других случаях?
— Да, мы на авторском совете обсуждаем вопросы подхода к расчету вознаграждения. Вполне возможно, что в следующем году у нас будут иные методики расчета, которые мы сейчас просматриваем. Одним из таких расчетов, который мог бы быть, это расчет ставки вознаграждения не так, как она сейчас устанавливается, а потреково.
— На поверку, видимо, заведения будут платить больше?
— Нет. Заведения могут оптимизировать свои выплаты временем звучания, потому как сейчас мы даем лицензию, и сколько времени пользуется заведение, мы никак это не контролируем, и в случае применения именно платы по треку, то есть по времени, пользователь сможет уже самостоятельно рассчитывать ту сумму, которую он будет платить.
Также за использованную в эфире музыку РАО платят телеканалы и радиостанции. Сборы здесь также сократились, но менее заметно — 1,5 миллиарда рублей в прошлом году против 1,8 миллиарда в 2019-м.
Оставшись без концертов, некоторые более возрастные артисты начали поднимать ценник за телевизор, говорит композитор и певец Дмитрий Маликов. При этом он имеет в виду не себя:
Дмитрий Маликов композитор, певец «Я это не очень заметил, потому что где-то в одном месте убывает, в другом прибывает. Если у меня, например, доходы в концертной деятельности авторские упали, то в интернете доходы растут. Поэтому такого резкого падения в авторских доходах в прошедшем 2020 году я не ощутил, и слава богу. Доходы мои как композитора составляют максимум 10%. Многие авторы стали достаточно ощутимые средства просить за передачу своих прав и песен в эфир. Потому что, например, взрослые артисты меньше пользуются популярностью в интернете, но гораздо более востребованы на телевидении. Когда происходят какие-то фестивали, когда ты должен в перспективе исполнить какую-то песню на одном из центральных каналов, то ты должен получить разрешение у автора. Поскольку я являюсь автором музыки своих песен, но не являюсь автором слов, поэтому каждый раз надо согласовывать с автором слов сумму вознаграждения, и эти суммы растут, они становятся совсем не маленькими».
После локдауна социальная дистанция сократила число посадочных мест в заведениях, а значит, сократились и доходы. А вот размер авторских отчислений остался прежним.
В Москве в 2020-м заведения были закрыты всего пару месяцев — то, что удалось сэкономить, едва ли ощутимо, делится управляющий партнер и шеф-повар ресторана «Торро-гриль» Кирилл Мартыненко:
— Удалось сэкономить только те месяцы, когда мы не работали, все остальное время, это никак не привязано к количеству людей, платится, исходя из расчета посадочных мест в ресторане и исходя из той музыки, которую мы играем, исходя из плейлиста, потому что отчисления разным авторам различные немножко. Там не очень большие суммы, три-четыре месяца в районе 100-150 тысяч.
— Мне кажется, повыше, чем обещанные компенсации за коммунальные услуги, которые по итогу третьего квартала должны быть?
— В целом, да.
Доходы с концертной деятельности за прошлый год сократились в среднем на 80-90%, резюмирует РБК. Количество частных и корпоративных мероприятий упало почти в два раза — потери этой индустрии эксперты оценивают в 40-70%.