Полмиллиарда рублей — или карьера депутата. Бизнесмен Ковалев отказался от участия в выборах из-за акций зарубежной компании
По закону кандидат в депутаты должен отказаться от зарубежных акций. Ковалев владеет акциями Fix Price и принял решение не продавать их, чтобы не потерять на этом 500 млн рублей
Читать на полной версииКандидат в Думу, бизнесмен Андрей Ковалев отказался участвовать в выборах — на сайте Центризбиркома появилось соответствующее постановление. А причиной стало наличие у Ковалева в собственности акций зарубежной компании. Выяснилось, что это бумаги дискаунтера Fix Price, который весной вышел на IPO.
Андрей Ковалев известен тем, что занимался мебелью, недвижимостью, был депутатом московского парламента. А также пел в собственной рок-группе. Сейчас предприниматель собирался пойти на выборы в Думу. Но, как он заявил Business FM, неожиданно его юристы выяснили, что у него в собственности есть акции зарубежной компании. Кандидатам, согласно закону, нужно от такого имущества избавиться, а также закрыть счета в иностранных банках (здесь памятна история кандидата в президенты Павла Грудинина). В случае с Ковалевым речь идет о пакете акций Fix Price, которые бизнесмен весной купил в ходе IPO российского дискаунтера. Головная компания, которая контролирует Fix Price, зарегистрирована на Британских Виргинских островах:
Андрей Ковалев бизнесмен «Вдруг мои юристы обнаружили, что акции Fix Price, которые я купил на IPO на значительную сумму, это акции западной компании, я об этом, честно говоря, не догадывался. Поскольку видел в Москве магазины Fix Price и считал, что это российская компания. Оказалось для того, чтобы ко мне не было никаких претензий, мне нужно их продать. Чтобы их продать, я теряю больше 500 миллионов. Конечно, я подумал, что это слишком [высокая] цена для того, чтобы стать депутатом».
В марте Fix Price привлек 2 миллиарда долларов. И это стало крупнейшим первичным размещением акций российской компании за последние десять лет. Андрей Ковалев весной сообщал, что купил акции на 40 миллионов долларов, по нынешнему курсу — это почти 3 миллиарда рублей. И когда делаются такие крупные инвестиции, то владельцы капиталов обычно знают, где прописан приобретаемый актив, считает партнер по международному налогообложению компании «Кроу экспертиза» Рустам Вахитов:
Рустам Вахитов партнер по международному налогообложению компании «Кроу экспертиза» «Если речь идет о серьезных инвестициях, там 40 миллионов долларов, как правило, люди все-таки знают, что они покупают. Если только не было чего-то очень необычного, например, заменили компанию, то есть, это очень нетипично. Или был какой-то серьезный промах в принятии решений об инвестициях, или эта история чуть сложнее, чем здесь представлена».
Все активы Fix Price в России. Более того, здесь у нее нет прямых конкурентов, то есть сети дискаунтеров, которая продает бытовые товары по фиксированной цене. На Западе, конечно, есть аналоги, они там очень популярны. Например, американская сеть «Доллар Три». Сейчас, пожалуй, главным открытием для части публики стало именно то, что Fix Price зарегистрирован на BVI, то есть, на Британских Виргинских островах. Об этом, конечно, писали, но обычно одной строчкой. И, несмотря на прошедшую деофшоризацию, нет ничего удивительного в иностранной прописке российской компании, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:
Александр Захаров партнер Paragon Advice Group «Говорить о том, что сейчас в полной мере прошла та деофшоризация, которая подразумевает исключение иностранных элементов из структур владения активами, наверное, преждевременно. Потому что есть много бизнесменов, которые привыкли и живут на несколько стран. В общем-то, здесь ничего такого опасного либо не патриотичного нет. За исключением того, что такой бизнес должен уплачивать налоги по справедливому и в полном объеме в России. Если налоги уплачиваются, то здесь вообще абсолютно никаких вопросов нет».
IPO Fix Price стало успешным на фоне пандемии. Доходы у граждан сократились, инвесторы поверили, что люди будут чаще ходить в такие магазины. Но с весны акции компании довольно значительно просели. С начала торгов на Лондонской бирже — бумаги упали примерно на 20%. Так что несостоявшегося депутата Андрея Ковалева, который отказался продавать акции, чтобы не потерять сотни миллионов рублей, вполне можно понять.