В среду стоимость голубого топлива превысила 550 долларов за тысячу кубов.

Цены растут на фоне недавней аварии на заводе «Газпрома» под Новым Уренгоем. Только ли это влияет на котировки?

Если посмотреть даже не на июльские, а на июньские новости, то уже тогда цены на газ в Европе росли. В 20-х числах июня стоимость голубого топлива в ЕС подскочила до 400 долларов за тысячу кубометров. И основной причиной называли растущий спрос и дефицит предложения. В августе цены достигли и вовсе небывалых высот — больше 500 долларов. Одной из причин стало нежелание «Газпрома» увеличивать поставки газа через Украину. Все это на фоне пожара на уренгойском заводе российской корпорации, на что биржа также отреагировала ростом котировок. Хотя, строго говоря, эта авария не должна сказываться на поставках. Этот завод лишь перерабатывает топливо. И к экспорту трубопроводного газа он отношения не имеет, объясняет замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов:

Александр Фролов замгендиректора Института национальной энергетики «Пострадало предприятие, которое подготавливает сырье, которое в дальнейшем перерабатывается в моторное топливо, в сырье для нефти-газа-химии. Где там можно увидеть влияние конкретно на газовые поставки? Понимаете, я могу заблуждаться. Вот мне конкретно неочевидно, как можно увязать какие-то объемы поставок в Европу природного газа, то есть метана, заводом, который перерабатывает газовый конденсат. Мне не до конца очевидно».

Оператор «Северного потока — 2» еще 10 июня сообщил, что с 11 июня начинает пусконаладку газопровода. И к концу августа строительство СП-2 должно быть полностью завершено. Пока же на фоне все той же аварии «Газпром» снизил прокачку газа по трубе «Ямал — Европа», в среду она сократилась почти вдвое по сравнению со вторником. Правда, в российской компании сообщили, что выполняют все обязательства перед европейскими потребителями. Но на это накладывается еще и то, что за время холодной зимы Европа опустошила свои запасы топлива в хранилищах. Плюс к этому — повышенный спрос на топливо в Азии. И, как недавно прогнозировало Bloomberg, эпоха дешевого природного газа заканчивается. Но есть еще и политический момент. В Европе пишут, что это Москва искусственно занижает поставки, рассказывает немецкий политолог Александр Рар:

Александр Рар журналист, политолог «Пишут здесь в газетах, конечно, что это Россия искусственно понижает доставку газа в Европу, потому что хочет пробить «Северный поток 2». Несколько недель тому назад устами ведущих политиков Европейского союза говорилось, что Европа вообще будет отказываться от газа. Ей газ российский скоро будет не нужен, и зачем эти все инфраструктурные проекты? А сейчас начинают выть и жаловаться, что недостаточно газа приходит во все европейские склады. И начинают нервничать, что осенью, если вдруг она будет холодной, не будет хватать газа и кто-то будет мерзнуть. Какая-то истерическая здесь реакция».

Биржа еще и реагирует на планы Европы ввести углеродный налог. Газ — относительно чистое топливо. Европа намерена совершить энергопереход на зеленые технологии, но пока этот переход будет идти, то потребуются, опять же, переходные энергоресурсы, и газ — один из них. Спрос на сжиженный газ, по мнению консалтинговой компании McKinsey, что упоминается в той же статье Bloomberg, будет ежегодно расти почти на 3,5%, опережая остальные виды ископаемого топлива. Но если брать сухой остаток, то можно вспомнить, что средняя цена на газ обычно варьируется в пределах 200-300 долларов за тысячу кубометров. В мае 2020-го она из-за пандемии упала ниже 100, и это было ниже безубыточности. Сейчас — больше 550. То есть «Газпром», у которого в бюджете заложена экспортная цена в 240 долларов за тысячу кубов, по сути, наверстывает упущенное. И, конечно же, это нравится не всем.