«Ъ»: Авария на заводе «Газпрома» в Уренгое в разы снизит объемы производства
Производство сжиженного углеводородного газа в августе снизится в пять раз, стабильного конденсата — почти в три раза, выяснил «Коммерсантъ». Из-за аварии завод в Сургуте в августе не будет производить моторные топлива. Как все это может отразиться на потребителях и самом «Газпроме»?
Читать на полной версииАвария на заводе «Газпрома» на Ямале снизит объемы производства в разы. Выработка сжиженного углеводородного газа в августе может сократиться в пять раз, стабильного конденсата — почти втрое, пишет «Коммерсантъ».
Завод в Сургуте, технологически связанный с аварийным производством, в августе не будет производить моторные топлива, хотя может возобновить их выпуск в сентябре, когда планируется вернуть в работу одну из двух установок деэтанизации в Уренгое.
Как сокращение производства может отразиться на потребителях и самом «Газпроме»? Комментирует основатель и президент группы компаний TechInput Борис Аронштейн:
— Уренгойский завод обслуживает экспортные российские поставки в страны Европы, и, безусловно, в краткосрочном плане это создаст дополнительное напряжение. Цены на обычный природный газ значительно выросли в последнее время, и какая-то балансировка этих цен была в виде поставок сжиженного природного газа. Сейчас мы, видимо, получим дополнительное ценовое напряжение. С уренгойского завода поставляли сжиженный природный газ в Центральную Европу, на этом направлении, я думаю, цены возрастут на 5-15%. Это будет зависеть от того, сколько потребуется времени для того, чтобы устранить последствия. В отношении моторного топлива, я думаю, последствия будут гораздо менее драматичные, потому что альтернатив моторному топливу больше, чем альтернатив краткосрочным поставкам сжиженного природного газа. Маловероятно, что здесь произойдут даже какие-то краткосрочные ценовые изменения.
— Как эта авария может отразиться на текущей статистике «Газпрома» и на итоговых годовых результатах?
— Это будет зависеть от ценового тренда на природный газ до конца года. Он сейчас показывает довольно устойчивый рост. Я не думаю, что это отрицательно отразится в общем на балансе «Газпрома» в конце года.
После сообщений о пожаре на газохимическом комплексе «Газпрома» в Новом Уренгое прокачка газа по газопроводу «Ямал — Европа» сократилась вдвое. После аварии аналитики ВТБ прогнозировали, что если «Газпром» не сможет быстро ликвидировать последствия аварии, то может потерять до 0,5% EBITDA в год в случае сохранения уменьшенных вдвое поставок по маршруту «Ямал — Европа».
Директор отдела корпораций агентства Fitch Дмитрий Маринченко связал падение транзита по газопроводу «Ямал — Европа» не только с аварией, но и с нежеланием «Газпрома» увеличивать поставки газа в Европу накануне запуска «Северного потока — 2». По его мнению, у «Газпрома» есть возможность в случае необходимости переориентировать поставки на альтернативные маршруты, в том числе через Украину.
Влияние аварии на газовые поставки на внешний и внутренний рынки, как и на итоги деятельности самого «Газпрома», неочевидно, считает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
— Данный завод имеет мало отношения к газовым поставкам, то есть к поставкам метана, на внешние рынки. Безусловно, чисто хронологически так совпало, что по газопроводу «Ямал — Европа» после аварии снизилась прокачка, но газопровод «Ямал — Европа», во-первых, начинается в районе Торжка, и Торжок является крупным газовым узлом, куда приходит газ не только из региона, где расположен данный завод. Кроме того, официальных сообщений о какой-то взаимосвязи между двумя этими событиями также не было. Чисто технически такую связь можно было бы проследить, но это потребовало бы неких усилий. Пункт второй заключается в том, что данный завод в большей мере влияет на внутренний рынок сжиженных углеводородных газов: наибольшее влияние, которое могут увидеть простые потребители, — это возможный рост цен на пропан-бутан, который, в частности, используется у нас как моторное топливо. Как мы видим, биржевые котировки после этой аварии подскочили, притом до максимальных значений. Никакого реального дефицита быть не могло, это стандартная реакция любой биржевой площадки на некую пока до конца не осознаваемую перспективу. Реального влияния этого завода на поставки традиционного моторного топлива на внутренний рынок не будет, потому что сейчас возможные выпадающие объемы компенсируются поставками с других направлений.
— Как это может отразится на годовых результатах «Газпрома»?
— Я видел заявления, которые были сделаны сразу, что «Газпром» потеряет 8% EBITDA. С чего вдруг так посчитали? Какое-то влияние будет, но это влияние на данном этапе, при данной информации, имеющейся у нас, будет незначительным.
Авария на заводе произошла в ночь на 5 августа. Для выяснения обстоятельств произошедшего была сформирована специальная комиссия. Прокуратура Ямала также организовала проверку. По данным «Ъ», сейчас ни одна из двух установок деэтанизации в Уренгое не работает — УДК-1 полностью разрушена, УДК-2 пока отключена для ремонта коммуникаций и планируется к вводу примерно в начале сентября. При этом с 8 августа «Газпром» возобновил поставку конденсата в Сургут, хотя и в небольших объемах.