День санкций в Белоруссии
Новый пакет ограничений ввела, в частности, Великобритания. В санкционный список попал российский бизнесмен Михаил Гуцериев. Также санкции расширили США, еще ограничения вводит Канада
Читать на полной версииОбновлено в 20:22
Против Минска вводят новые ограничительные меры Великобритания, Канада и США. Британские и канадские санкции направлены на кредитное финансирование, экпорт нефтепродуктов и калийной продукции, а также включают запрет операций с белорусскими ценными бумагами.
Новый пакет санкций США касается оборонного, энергетического и транспортного секторов республики, а также ряда физлиц и структур, имеющих отношение, по мнению Вашингтона, к подавлению в Белоруссии мирных протестов, а также связанных с инцидентом с самолетом Ryanair в мае. Под ограничения попали, в частности, Следственный комитет республики, Национальный олимпийский комитет, а также бизнесмены, которые, по определению американских властей, получают выгоду от тесных отношений с Лукашенко.
Сообщение британских властей появилось во время большой пресс-конференции Александра Лукашенко. Вот что он ответил на вопрос корреспондентки ВВС о возможных экономических проблемах из-за этих санкций:
Лукашенко назвал ВВС фейковой компанией.
В санкционный список Великобритании попал также российский миллиардер Михаил Гуцериев. В сообщении британских властей его называют «давним соратником Лукашенко».
В июне после принудительной посадки самолета Ryanair такие же санкции ввел Евросоюз. Сообщалось, что от запрета на экспорт калийных удобрений и нефтепродуктов могут пострадать до 13% предприятий Белоруссии. Тогда же стало известно, что Гуцериев вышел из управления акционера «Славкалия», британской компании GCM Global Energy, и «Русснефти».
Комментирует гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:
Кроме того, санкции против Белоруссии вводит Канада. Они касаются «ключевых секторов экономики» и включают запрет на любые операции с переводными ценными бумагами и инструментами денежного рынка из этой страны.
Ранее французские СМИ цитировали AFP: со ссылкой на источники в Белом доме агентство писало, что Джо Байден в скором времени подпишет пакет американских санкций против Белоруссии и они затронут в том числе местный Национальный олимпийский комитет и компанию «Беларуськалий». К 17:44 мск Белый дом официально объявил о расширении санкций. Ограничения включают блокировку активов официальных лиц. Как заявил Байден, действия Минска несут чрезвычайную угрозу национальной безопасности США.
Какие санкции будут чувствительны для Минска? Рассуждает белорусский политолог Денис Буконкин:
— Есть некоторые моменты, которые могут быть достаточно ощутимы для Белоруссии, это, в частности, санкции в отношении белорусских нефтепродуктов, поскольку British Petroleum, ну и вообще Великобритания, была одним из достаточно крупных потребителей белорусской нефтеперерабатывающей отрасли. Также достаточно, наверное, обидным для Белоруссии будет отказ от работы с белорусскими ценными бумагами, поскольку предлагались достаточно неплохие проценты, [они] пытались выйти на этот международный высокодоходный рынок уже достаточно давно. Если говорить о калийных удобрениях, то, в принципе, Великобритания никогда не была одним из главных потребителей. Если говорить уже о европейском рынке, то это в первую очередь норвежская компания Yara. Рынок Великобритании намного уже, чем рынок всего Евросоюза, и в этом плане, конечно, июньские санкции для Белоруссии значили намного больше. Если говорить о санкционном давлении, на сегодняшний день оно все-таки не продемонстрировало эффективности, которой от него ожидали. Данные санкции просто заставили белорусские власти переориентировать свой экспорт и изменить немножко логистические цепочки.
— Будет ли какой-то ответ?
— Уже неоднократно поднимался вопрос о совместном ответе со стороны Белоруссии и России и разработке таких инструментов на уровне Евразийского экономического союза, а вот этот вопрос уже может стать достаточно чувствительным для европейских и американских партнеров.
Президент Белорусского научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, напротив, считает, что санкции никак не повлияют на белорусскую экономику, особенно при поддержке России.
— Против Белоруссии были введены, по-моему, уже пять пакетов санкций, и если посмотреть на экономические результаты, они парадоксальные, потому что за первое полугодие экспорт товаров в страны Европейского союза вырос более чем в два раза. Экспорт товаров в целом в Белоруссии вырос почти на 40%. Практически мы имеем стабильный платежный баланс с существенным приростом валютной выручки, все за счет традиционных товаров белорусского экспорта, которыми являются нефтепродукты, калийные удобрения, химические товары, металлы и древесина. Белорусские власти уже засекретили статистику по тем предприятиям, секторам, которые попали под санкции, и мы видим, что, естественно, будут налажены схемы поставок через альтернативные каналы, в том числе через российские порты, через другие коммерческие структуры, которые будут созданы для этой цели.
— У нас вводили почти все те же самые санкции, ограничения в июне.
— Это привело к оттоку предпринимателей, это привело к тому, что многие белорусские предприятия решили переориентироваться или перенести производство в другие страны, в том числе в Россию, но это никак не привело к той цели, которую декларировали сторонники санкций, это, напомню, было освобождение политзаключенных, прекращение репрессий и начало диалога.
— Может ли Минск рассчитывать на помощь России?
— Он рассчитывает и получает эту помощь, поэтому информационная, военная, дипломатическая, нефтегазовая, финансовая помощь от России, безусловно, идет. Россия стала кредитором, инвестором, последней надеждой, рынком основным сбыта. Поэтому Лукашенко, попав под такое плотное крыло России, чувствует себя достаточно вольготно, и он, грубо говоря, плюет на те санкции, которые вводят против него Европейский союз и Америка.
Россия осуждает любые односторонние ограничения, принимаемые в обход Совбеза ООН, и будет учитывать новые санкции Великобритании против Белоруссии при выстраивании дальнейших отношений с Лондоном, заявил «Интерфаксу» источник в Москве.
Позднее появилось официальное сообщение российского МИД, правда, оно касалось не Белоруссии, а санкций, которые Лондон ввел против граждан России в декабре 2020-го и апреле 2021 года. В ответ на это Москва закрывает въезд в Россию ряду британских представителей.
О том, повлияют ли ограничения против Белоруссии на отношения России с Западом, рассуждает политолог, управляющий партнер компании KGD group Григорий Добромелов:
— Никак это не скажется на российских взаимоотношениях с Евросоюзом и с Лондоном, поскольку и так уже эти отношения в достаточной степени заморожены. Очевидно, что для Белоруссии эти санкции будут означать, что они еще больше будут экономически зависеть от поддержки со стороны Москвы. Здесь вопрос в том, что Россия будет делать в условиях, когда поле для маневра у Лукашенко несколько снижается, но при этом, судя по сегодняшним заявлениям, он продолжает и будет продолжать вести многовекторную политику. Интересный вопрос, почему не введены санкции против белорусского IT-сектора. То есть Запад в очередной раз поступает достаточно прагматично, вводя санкции в тех отраслях, где эти санкции не ударят по самому Западу, и там, где они хотят сотрудничать, они будут продолжать сотрудничать.
— А шанс у Штатов есть повлиять как-то экономически на Минск?
— Подобные санкции могли бы повлиять, если бы они были введены год назад. Сейчас, когда Лукашенко значительно укрепил свои позиции, когда весь этот пассионарный запал митингов, которые мы наблюдали год назад, прошел, сейчас уже устойчивость режима Лукашенко не зависит от санкций.
В числе прочего Лукашенко 9 августа заявил, что Белоруссия просит Россию предоставить новый кредит через Евразийский банк развития. Также, по его словам, Минск и Москва продвинулись в решении вопроса о компенсации потерь от налогового маневра. Сумма сейчас просчитывается. Лукашенко объяснил, что Минску нужен новый кредит после отказа МВФ представить средства на борьбу с пандемией. «МВФ нам выделил под миллиард долларов, но наши «беглые» подняли вой: нельзя режиму давать деньги. А эти деньги под ковид, мы уже 1,5 млрд долларов потратили на лечение людей», — приводит его слова РБК.