За последний год свое желание выйти на рынок ЦИАН анонсировал несколько раз. Причем у двух его основных акционеров «Эльбрус Капитал» и Goldman Sachs уже есть опыт инвестирования в большую российскую компанию. Так, в 2019 году они организовали выход на американскую NASDAQ сервиса по поиску работы HeadHunter. Его рыночная капитализация составила тогда 2 млрд долларов.

ЦИАН, который тоже планирует разместиться в США, могут оценить в два раза дешевле. Такой прогноз дал партнер «Эльбрус Капитал» Дмитрий Крюков. Но это слишком оптимистичный прогноз, считает инвестиционный директор компании «Тринфико» Артем Цогоев.

Артем Цогоев инвестиционный директор компании «Тринфико» «Еще год назад была оценка компании в районе всего лишь 100 млн долларов. При этом два года назад у компании был убыток 600 млн рублей. Поэтому миллиард долларов — это очень оптимистично. Посмотрим, какие будут итоги на размещении. Выбор иностранной площадки обусловлен тем, что достаточно много инвесторов там ищут новые технологические компании, которые работают не только в США или Европе, но и в развивающихся странах, а Россия — как раз развивающаяся страна. Понятно, что идут туда, где есть деньги».

Настоящий ажиотаж среди российских компаний произошел в первой половине 2021 года. Период стал самым оживленным по количеству IPO за восемь лет, отмечал Bloomberg. Торговать акциями начали такие известные игроки, как Fix Price и Ozon. Собирался это сделать и «Вкусвилл».

Сегодняшний тренд на первичное размещение объясняется тем, что на рынки вылилось большое количество ликвидности от американского регулятора и у многих есть опасения, что это скоро закончится, говорит президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган.

Евгений Коган президент компании «Московские партнеры» «Все опасаются, что эта сумасшедшая конъюнктура, которая имеет место сейчас, не продлится очень долго. Это, к сожалению, может быть проблемой. Мы все прекрасно понимаем, что, как только Америка перестанет печатать деньги, как только будут подняты процентные ставки, эта конъюнктура наверняка будет похуже на рынке. Поэтому ребята пытаются успеть это сделать сейчас, пока есть много горячих денег».

В этом году ЦИАН исполнилось 20 лет. За это время его основатель Дмитрий Демин превратил экселевскую таблицу с лотами в крупнейший агрегатор в сфере недвижимости с аудиторией 21 млн человек. А 2020 год стал самым удачным в истории сервиса. В то время как большая часть бизнеса теряла доход или вообще закрывалась, интернет-компании преуспевали. А для маркетплейса отдельным плюсом также стал выросший спрос на жилье на фоне льготной ипотеки и в целом низких ставок.

Хоть у ЦИАН и есть сильные конкуренты вроде «Авито» или «Яндекс.Недвижимости», некоторые уже называют его монополистом, который зарабатывает за счет повышения цен и забирает себе функционал риелторов. Эксперты считают, что инвесторов привлечет главная стратегия развития компании — поглощение региональных игроков. Есть у ЦИАН еще одна фишка — собственные стартапы. Один из них — раздел «Коворкинги», который позволяет пользователям арендовать место или офис для работы.

В самой компании заявили, что пока не комментируют тему IPO.