Телефонные мошенники все чаще звонят от лица представителей силовых ведомств
Злоумышленники выдают себя за сотрудников службы безопасности, прокуратуры, полиции и Следственного комитета. Как действуют аферисты и как им противостоять?
Читать на полной версииОбновлено в 12:21
Схема со звонками от «сотрудника банка» уже не новая, и информация о том, что настоящие банковские работники никогда не попросят у клиента никаких его данных, звучит уже практически отовсюду. Поэтому эта схема уходит в прошлое, и на смену ей появилась новая. Главное действующее лицо — все тот же «сотрудник банка», но теперь ему не требуются личные данные собеседника. Задача аферистов — чтобы жертва сама перевела средства на некие безопасные счета.
Жительница Воронежа Людмила стала жертвой именно такой модернизированной схемы. В ней еще участвовал второй персонаж — «сотрудник Следственного комитета», который подтверждал, что счета находятся под угрозой и их взломал человек, работающий в банке. Также он советовал как можно скорее обратиться с заявлением в полицию. Но указывал, что прежде всего нужно обезопасить свои средства и перевести их на другой счет, рассказывает жительница Воронежа Людмила.
«Меня торопили с принятием решений: пожалуйста, не разъединяйтесь, если вы прервете связь, нам нужно будет заново устанавливать безопасный канал, а так как информация взломана внутри банка, только прямо сейчас мы пока еще обеспечиваем безопасность ваших средств. И второе: «представитель Следственного комитета» оказывал психологическое давление таким образом, что сейчас будет идти расследование, на вас будет оформлена куча кредитов, вам придется их выплачивать. Мне также на бланках прислали номер карты якобы безопасной сейфовой ячейки. И мне прислали полные данные этих карт, куда эти деньги положить. Через банкомат наличными».
В итоге Людмила перевела на карты мошенников в общей сложности 500 тысяч рублей — они были все с кредитной карты.
Эксперты говорят, что в заблуждение также может ввести еще один новый элемент мошеннической схемы — документы, которые параллельно присылают жертве. Людмила показала Business FM бланки, которые приходили ей во время разговора с мошенниками. На них есть логотип банка, все печати и подписи сотрудников. И такие документы зачастую очень похожи на реальные, отличить бывает сложно, отмечает руководитель центра реагирования на киберинциденты Group-IB Александр Калинин.
Александр Калинин руководитель центра реагирования на киберинциденты Group-IB «Есть разные варианты этой схемы, но все они приводят в итоге к общению через WhatsApp и телефонному общению нон-стоп, вас не отпускают с телефонного звонка. Все это для того, чтобы вы самостоятельно не смогли позвонить в службу банка или в ваш местный правоохранительный орган и сообщить им о данной схеме, которая сразу же будет вскрыта. И дополнительным фактором влияния на вас будут якобы официальные бланки документов, которые вам будут присылать, чаще всего на WhatsApp. Там будут печати, подписи всех банков, которые есть в России, отделений МВД, которые только есть. Будет выглядеть очень хорошо. Совершенно невозможно отличить поддельную бумажку от настоящего документа».
Вернуть то, что сам же и перевел, практически нереально. И оспорить в суде такие случаи невозможно, говорит юрист по защите прав потребителей Мария Свиридова.
Мария Свиридова юрист по защите прав потребителей «Что касается того, что банки обязаны блокировать сомнительные операции и что можно отозвать операцию в течение некоторого времени, они могут все отменить, отыграть либо как минимум дать данные, по которым отправлены деньги. На самом деле на практике банки этого не делают либо считают эту информацию секретной и предоставляют ее только по запросу следственных органов, когда вы будете признаны потерпевшим. Таких дел у следственных органов у нас, наверное, миллионы — это гарантированный «висяк». С юридической точки зрения пострадавшая нарушила правила современной банковской безопасности».
Вот как прокомментировали Business FM ситуацию в Альфа-банке:
«Постоянное усиление систем информационной безопасности банка вынуждает мошенников все чаще атаковать непосредственно клиентов, обманом вынуждая их отдавать свои деньги. Во многих случаях банк не имеет возможности выявить эти операции, в частности потому, что клиенты достаточно часто снимают такие суммы наличными, в том числе и с кредитных карт. Например, если клиенту нужно оплатить наличными крупную покупку и он уверен, что сможет в течение пары месяцев погасить задолженность.
Мы регулярно рассказываем клиентам о том, как действуют мошенники, и о том, что сотрудник банка никогда не попросит выполнить денежный перевод или внести какие-то деньги на чужой счет. К сожалению, не всегда эти объяснения помогают клиентам. Если клиенту звонит некто, представляется сотрудником банка и просит выполнить какие-либо действия, нужно просто положить трубку, перезвонить в банк и рассказать оператору об этом звонке».
По словам экспертов, спасти от телефонных мошенников может только одно — немедленное завершение разговора: чем дольше вы с ними говорите, тем сильнее им верите. При этом перезванивать следует не на этот же номер, а на тот, что указан на обратной стороне вашей банковской карты.