Ремонтировать самолеты в России теперь смогут и женщины
Им станет доступен ряд профессий в области авиамеханики и техобслуживания. Приказ Минтруда, который действует с начала года, уже снял гендерные ограничения с машинистов электропоезда, водителей фур и боцманов
Читать на полной версииМинтруд разрешил женщинам работать авиационными механиками и инженерами, занимающимися техобслуживанием самолетов и вертолетов. Эти профессии, как сообщила глава комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко, исключили из списка запрещенных. Приказ ведомства вступит в силу с 1 марта 2022 года.
В перечне запрещенных для женщин профессий, который вступил в силу с января 2021 года, 100 позиций. Идея обновить предыдущий список, составленный еще 20 лет назад, у Минтруда возникла только в 2019-м. В итоге треть должностей для женщин «освободили». Не исключили из него тогда авиамехаников и инженеров летательных аппаратов. И вот теперь с подачи сенатора Инны Святенко это может случиться уже осенью.
По ее мнению, ситуация, при которой учиться на технические специальности можно, а работать по ним нельзя, — несправедливая. С ней согласна и Мария Рекачинская. Три года назад девушка закончила столичный авиационный университет, год проработала в наземном обслуживании, пошла в техническое, а ее не пустили. Пришлось уехать в Эстонию, рассказывает Мария.
«Я закончила университет, после этого начала искать работу и начала получать множественные отказы от всех компаний. Где-то даже меня хотели взять, но там дальше уже шел отдел кадров, инспекция по охране труда. Они говорили: мы вас по закону взять не можем. Я человек простой: здесь отказали — а там меня возьмут. Ну, так и было, я отправила свое резюме, меня здесь встретили с распростертыми объятиями. Я очень рада, что у девочек, которые остались в России, теперь появилась возможность остаться и работать, не уезжая из страны, и что у тех, кто сейчас выпускается, тоже не будет такой проблемы, как у меня. Есть еще девочки, которые так же, как и я, уехали. У меня часто спрашивают, вернусь ли я. Нет, я не вернусь. Потому что закон изменить можно, а отношение людей, мусор из их головы выкинуть нельзя».
Сейчас Мария публикует в своих соцсетях фотографии, на которых успешно меняет двигатели и тормоза. Вспоминает, как раньше ее коллеги не верили, что это возможно.
Представители отечественной авиаотрасли, тем не менее, сомневаются, что и теперь женщины будут заниматься такой работой. Обслуживание самолетов стало более механизированным, поэтому круг должностей, на которых надо думать прежде всего головой, расширился, говорит генеральный директор ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктор Горбачев.
Виктор Горбачев генеральный директор ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» «Минтруд подсчитал, что в настоящий момент, учитывая степень механизации, автоматизации и тому подобное, женщина может заниматься этими вопросами. Вряд ли женщина будет крутить гайки и болты, она будет заниматься умственным инженерным трудом. В том числе это касается всяких механических дел на воздушном транспорте при ремонте, обслуживании воздушных судов».
Сейчас главный и единственный ограничитель для женщин при выборе профессии — вред их репродуктивному здоровью. Однако перечисленные в списке Минтруда профессии, среди которых, например, работа котельщиком, опасны также и для мужчин. За границей это уже удалось доказать на примере водителей фур, отмечает эксперт кафедры управления трудовыми ресурсами Высшей школы экономики Елена Варшавская.
Елена Варшавская эксперт кафедры управления трудовыми ресурсами Высшей школы экономики «Была такая очень шумная история, связанная с тем, как на Западе женщины добивались прав работать дальнобойщиками. Им всем говорили, что им нельзя работать, потому что это вредно для репродуктивной функции. Тогда они доказали с помощью медиков, что работа водителя-дальнобойщика для мужчин с точки зрения той самой функции еще вреднее, чем для женщины. Вот общий подход. Поэтому конкретная профессия меня мало интересует».
Если возможность официально ремонтировать самолеты женщины получили только сейчас, то летать они начали еще в 2009 году. Тогда впервые в истории современной России командиром корабля стала сотрудница «Аэрофлота» Ольга Грачева. По недавнему опросу сервиса Superjob, в профессии пилота хотела бы попробовать себя каждая одиннадцатая опрошенная россиянка.
Тем временем на Украине переименовали День защитника страны в День защитников и защитниц. По словам президента Владимира Зеленского, это позволит более «гендерно сбалансированно» освещать роль военнослужащих в защите страны и одинаково чествовать оба пола.