Проверки театров: цензура или принцип «кто платит, тот и заказывает музыку»?
Общественный совет при Минкульте проведет слушания по репертуару театров в части соответствия стратегии нацбезопасности. Какие постановки рискуют оказаться «неправильными» и что об этом думают театральные деятели?
Читать на полной версииРепертуар российских государственных театров проверят на соответствие стратегии нацбезопасности. Инспекцию проведет общественный совет при Министерстве культуры.
Поводом для проверки стал недавний скандал со спектаклем «Первый хлеб» в театре «Современник». Общественная организация «Офицеры России» усмотрела в нем оскорбление ветеранов и гей-пропаганду. Точнее, представители организации просто получили «многочисленные обращения от ветеранов» и сразу пожаловались в Следственный комитет. Позже сообщалось, что руководство «Современника» изменило монолог главной героини спектакля, которую играет Лия Ахеджакова.
Но кажется, кейсом всерьез заинтересовался Минкульт, по крайней мере, общественный совет при ведомстве и его глава Михаил Лермонтов — родственник и тезка поэта. Он считает, что постановки должны соответствовать исконно российским ценностям, зафиксированным в стратегии национальной безопасности, которую в начале июля утвердил президент Владимир Путин. Михаил Лермонтов обещает, что каких-то запретов не будет — будут определенные рекомендации:
Михаил Лермонтов глава общественного совета при Минкультуры «Слушания как раз нацелены на то, чтобы выработать какие-то конкретные практические рекомендации, как и что должно в связи с выходом этого указа быть изменено в государственной культурной политике. Наша задача — не давать оценку, какие-то конкретные предложения, какие спектакли ставить. Наша задача — собрать специалистов и на основании обсуждения подготовить рекомендации о том, как необходимо эту стратегию превратить в нормативные документы».
В театральных кругах новость вызвала дискуссии. Одни окрестили инициативу возвращением цензуры, которая, казалось бы, раньше в современной России до театров не добиралась. Вспоминается разве что кейс шестилетней давности с «Тангейзером» в Новосибирской опере. Тогда верующие обвинили режиссера Тимофея Кулябина и руководство театра в осквернении религиозных символов. Тогдашний министр культуры Владимир Мединский уволил директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича, а «Тангейзера» убрали из репертуара.
Непонятно, может ли проверка коснуться каких-то экспериментальных постановок, в том числе именитых режиссеров. Как далеко зайдет общественный совет при Минкульте в попытке защитить классику и национальную идею, пока неясно.
Возможно, вводить какие-то ограничения действительно стоит, считает директор театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Воробьев. Но если этим будет заниматься некий совет, все будет крайне субъективно, отмечает он.
Андрей Воробьев директор театра «Мастерская Петра Фоменко» «Если, с точки зрения государства, самоцензуры недостаточно, то мне кажется, что правильнее было бы не вводить цензуру через какие-то органы, которые все равно будут субъективны. Одна общественная организация так смотрит, другая — по-другому. Должны быть введены некие критерии, согласно которым все должны знать, что нельзя делать. Видимо, это должно выйти в форме какого-то федерального закона».
Другие говорят: государственные театры существуют на госденьги, а значит, власти, возможно, вправе требовать корректных постановок. Комментирует худрук театра «Модерн» Юрий Грымов:
Юрий Грымов худрук театра «Модерн» «Департамент культуры Москвы знает, что выходит в московском драматическом театре «Модерн», которым я руковожу, и это нормально. Потому что есть государственное финансирование, есть ответственные за деньги. Второе: мне кажется, что комиссия тоже, наверное, преждевременна, потому что театром руководят как минимум два человека: художественный руководитель и директор театра. Всегда московский департамент культуры или федеральный может поговорить с этими людьми, которые управляют театром».
Другой вопрос, что корректные постановки не всегда талантливые. Например, тот же глава совета при Минкульте Лермонтов не так давно хвалил МХАТ имени Горького за то, что он следует целям нацразвития России. Это тот самый театр, вокруг руководства которого в последние несколько лет — сплошные скандалы. Один из последних — со спектаклем «Чудесный грузин» с Ольгой Бузовой в одной из ролей.