В метро Москвы стартовал тест системы оплаты проезда «лицом»
Пока тестирование проходит на «голубой ветке» в масштабе фокус-группы из тысячи человек, но дептранс намерен внедрить систему Face Pay до конца года на всех станциях. Удобно ли это и насколько безопасно?
Читать на полной версииВ московском метро начали тестировать оплату проезда через Face Pay. Пока сервис доступен только на Филевской линии. Однако дептранс обещает, что до конца года Face Pay будет внедрен на всех станциях метро.
Тысяча пассажиров смогут тестировать Face Pay поначалу. В дальнейшем фокус-группу будут увеличивать. А сейчас камерой на турникете пользуются сотрудники метрополитена. Дептранс заявил, что они уже совершили более миллиона успешных проходов. Для участия в эксперименте нужно оставить заявку на сайте Face Pay.
Алгоритм пользования системой таков: нужно установить тестовую версию мобильного приложения «Метро Москвы» — ссылку вместе с инструкцией пришлют по электронной почте. В разделе Face Pay необходимо загрузить фотографию своего лица и привязать банковскую карту для оплаты проезда. Турникеты с системой распознавания лиц отмечены черными круглыми стикерами на полу. Нужно посмотреть в камеру, и турникет откроется в течение пары секунд. Деньги за проезд, соответственно спишутся с карты. Правда, непонятно, нужно ли привязывать к аккаунту карту «Тройка» — ведь с ней проезд дешевле, чем по разовому проездному. На сайте Face Pay можно указать номер «Тройки», но отмечено, что это необязательно.
Важно также предусмотреть возможные проблемы с безопасностью, комментирует директор по науке и технологиям Агентства искусственного интеллекта Роман Душкин:
Роман Душкин директор по науке и технологиям Агентства искусственного интеллекта «Сразу же возникает вопрос — проблема верификации фотографии, которую человек сдает в личном кабинете в московском метро. Потому что загрузить его фотографию любой может. А если мы фотографируем человека, то можем там подставить другого человека. Тут разные варианты атак на эту систему могут быть. Распознавание лица — это всего лишь метод идентификации. А вот то, что человек авторизовывает оператора взымать плату с его счета — этот процесс должен быть уже подготовлен к моменту, когда человек может выходить через турникеты при помощи технологии face to pay».
Однако вряд ли кому-то придет в голову привязывать свое лицо к чужой карте — выгода копеечная, а поймать могут легко. Дептранс же обещает надежную защиту персональных данных. Впрочем, такие базы периодически утекают из различных систем, несмотря на заверения в надежности. Интересно, что будут делать с близнецами — искусственный интеллект пока не столь разумен, чтобы различать совершенно идентичных людей, которых иногда путает и собственная мать. Возможно, зарегистрироваться в системе сможет только один, а при попытке второго сделать это, Face Pay будет сообщать, что такой пользователь уже есть.
Коммерческий директор компании «EkeyRus биометрические системы» Константин Новиков вообще сомневается в законности Face Pay:
Константин Новиков коммерческий директор компании «EkeyRus биометрические системы» «Не знаю ни одного человека, который дал бы согласие на обработку своих персональных данных в части биометрии по изображению лица. То же самое с турникетами будет. Вы пройдете, карточка засветится, фотографию засунут в профиль, вас будут сличать, будет удобно проходить, но, с моей точки зрения, это похоже на слежку. Каких-то неугодных будут очень просто проверять — заходил он, не заходил в метро».
Пользование Face Pay — дело добровольное. Можно даже зарегистрироваться в системе, но проходить по обычному проездному. И удалить свой аккаунт тоже не возбраняется. Сейчас в метро есть камеры, подключенные к системе распознавания лиц — она фиксирует тех, кто находится в розыске. Также к концу года на 85 станциях появятся специальные мультимедийные экраны с камерами видеонаблюдения. Они смогут распознавать, например, быстрые движения, а также так называемых «праздношатающихся» — то есть людей, которые долго и без какой-либо цели находятся на одном и том же месте. В США, например, так выявляют торговцев наркотиками. Так что назначать свидание в метро, возможно, не стоит. Ну или нужно хотя бы не опаздывать на него.