Минэнерго просит о вводе запрета на экспорт бензина
Оптовые цены на бензин только за июнь выросли на 3,5%. По мнению Минэнерго, предлагаемый запрет поможет сдержать этот рост. Аналитики считают, что насыщение внутреннего рынка действительно необходимо, но прогнозируют сильное противодействие нефтяного лобби
Читать на полной версииОт угроз к реальным действиям: Минэнерго официально направило запрос правительству о вводе запрета на экспорт бензина, заявил министр энергетики Николай Шульгинов. Такое предложение звучало и ранее, но скорее как попытка напугать нефтяные компании, которые продолжают повышать биржевые цены на топливо.
В министерстве считают, что мера поможет сдержать оптовую стоимость бензина, недавно достигшую рекордных показателей. Только за июнь, по данным Росстата, которые приводит ТАСС, она выросла почти на 3,5%. На прошлой неделе Шульгинов уже заявлял, что ведомство рассматривает возможность запрета на экспорт, но решение будет принято после завершения торгов 30 июля. И вчера, несмотря на угрозу, цены на 92-й и 95-й марки бензина на бирже все равно подросли на 0,2%.
Но станет ли реальным выходом полный запрет экспорта топлива? Мнение доцента финансового университета при правительстве России Леонида Крутакова:
— Вопрос не в потерях, вопрос в прибылях для нефтяных компаний. Ведь когда они продают сырую нефть, у нас есть точка отсечения, по-моему, она составляет около 42 долларов. То есть все, где цена выше, срезается в ФНБ, это не приносит прибыль. А бензин под такой нож не попадает. Поэтому рост экспорта, а у нас самый экспортоориентированный в вопросах нефтепродуктов бензин, это, например, «Сургутнефтегаз», конечно, позволяет получать сверхприбыли нефтяным компаниям на рынке. Но мера не может быть постоянной, это надо будет ходить с палкой, это будут задействованы колоссальные лоббистские ресурсы со стороны нефтяников. Мало того, мы попадем под всевозможные антимонопольные разбирательства в ВТО, рыночные меры должны пользоваться приоритетом перед административно-командными. Поэтому я не думаю, что это возможно, но это ломает всю структуру управления экономикой, тогда надо создавать Госплан большой. Я не считаю, что это, например, плохо, потому что теория балансов, которая лежит в основе экономической науки, родилась из советского Госплана. Но это вопрос отдельный и требует отдельной глубокой проработки.
— Может быть, есть какой-то еще способ сдержать рост цен? Например, корректировка демпферного механизма?
— Да, конечно, это вопрос выстраивания налоговой системы, но это и вопрос запретов, безусловно, потому что вопросы сверхприбыли присутствуют, и человек слаб.
ФАС начала проверку нефтетрейдеров на фоне взлета биржевых цен. За оптовыми ценами растут и ранее замороженные розничные: маржа заправок при продаже 92-го и 95-го бензина составляет 3-5%, что вообще не покрывает никакие расходы.
В среднем по стране розничные цены на топливо выросли на 6% год к году.
Так что внутренний рынок нужно насытить хотя бы на время, считает вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев:
Дмитрий Гусев вице-президент Независимого топливного союза «Да, безусловно, они [цены] значительно выросли, до 30% с конца прошлого года. Но конечно, в целом для ряда компаний, а особенно «Сургутнефтегаза», запрет экспорта в качестве разовой меры будет, наверное, действенным инструментом для того, чтобы в моменте снизить накал и немножко насытить внутренний рынок, и дать оптовым ценам успокоиться. Соответственно, избавиться от того диспаритета, когда у нас получается, что оптовые цены по сути дела иногда даже выше, чем розничные, или приближаются к ним. Но в целом, если мы помним, когда у нас увеличивались объемы торгов, мы каждый раз ждали нормативы по паре-тройке месяцев. Если бы на самом деле регуляторы проявляли такую бодрость и скорость увеличения обязательных нормативов реализации на бирже, наверное, и был бы не нужен запрет экспорта. Понимаете, бензин делится на две части. Есть так называемый прямогонный бензин, или бензиновая фракция, которая идет на нефтехимию, есть товарный бензин. Если мы говорим про товарный бензин, про «Евро-5», объемы уходят, безусловно, на Украину, небольшие объемы уходят в Прибалтику, в Финляндию, плюс объемы уходят на среднеазиатские республики. То есть в целом, если говорить про российский процессинг производства нефтепродуктов, конечно, по бензину процентов на 90 они потребляются внутри страны. А если говорить про нафту, то она уходит по разным направлениям и на Восток, и на Запад, это сырье для нефтехимии. Соответственно, сейчас сложно говорить о том, каким образом на самом деле реален этот запрет экспорта, что это будет за запрет — бензина «Евро-5» или, в том числе, и нафты. Есть шанс того, что мы в принципе захлебнемся, потому что опять-таки Минфин и правительство никоим образом не способствуют увеличению переработки нефти и нефтепродуктов внутри страны, соответственно есть шанс того, что полный запрет бензиновой фракции может привести к снижению объемов переработки внутри России».
Рост цен на топливо вызван увеличением мировых нефтяных котировок нефти и ослаблением курса рубля к доллару: в таком случае рентабельность экспорта увеличивается. Стоимость топлива подгоняет и летний сезон отпусков в условиях закрытых границ, когда люди чаще совершают поездки на автомобилях.