Введение тотального контроля над таксистами отложили
Запуск системы КИС АРТ — аналитики времени работы водителей такси — перенесли с 1 на 14 августа. До этого времени каждый таксист должен зарегистрироваться в системе и получить цифровой ID. Для решения каких проблем разработана КИС АРТ и не станет ли она сама проблемой для таксистов и затем — их пассажиров?
Читать на полной версииС 1 августа в Москве и Подмосковье должна была заработать специальная система аналитики времени работы водителей. Но запуск так называемой КИС АРТ перенесли на две недели — до 14 августа, пишет РБК. К этому дню каждый таксист должен зарегистрироваться в системе и получить личный цифровой ID.
В сообщении Дептранса, которое приводит РБК, указано, что старт системы КИС АРТ перенесли «по многочисленным просьбам бизнеса». Но при этом уже с 1 августа приоритет в распределении заказов будет у тех водителей, которые зарегистрированы в системе. Таких, по данным самого Дептранса 60 тысяч, или 97% таксистов московского региона. Но в этих цифрах в профсоюзах сильно сомневаются. И говорят, что из-за некорректной работы системы далеко не все могут зарегистрироваться. Кроме того, в КИС АРТе пока довольно мало медиков и контролеров технического состояния машины. Они должны вносить в цифровой ID данные о медосмотрах и техосмотрах перед каждым выходом водителя на смену. Комментирует таксист и председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов:
Олег Амосов таксист и председатель общественного движения «Форум Такси» «Регистрация занимает примерно 5-7 дней, то есть неделю проходит ожидание, а после этого может прийти письмо, что отказ. А по какому поводу — даже не понятно. Система постоянно висит, что-то куда-то проваливается. Обратной связи нет — звонить некому. А ведь у многих не получается. Я, если пройду регистрацию, я официально выйти на линию не смогу, потому что еще ни один медик в области там не аккредитован. На сегодняшний день чуть больше 10% только прошли и зарегистрировались в этой системе. На самом деле эта система нужна, и она интересная, хорошая и, наверное, своевременная. Но хотели как лучше, а получилось как всегда».
Цифровой профиль в КИС АРТ дают только тем, у кого есть действующие права и разрешение на перевозку пассажиров, а стаж вождения — больше трех лет. Также не должно быть судимостей за тяжкие преступления. И касается это вообще всех таксистов, в том числе индивидуальных предпринимателей на собственных авто.
Система КИС АРТ создавалась еще и для того, чтобы следить за переработками водителей. Разрешенный максимум — 40 часов в неделю. Или восемь часов в день. Но таксисты опасаются, что из-за этого снизится их заработок. Восьми часов бывает недостаточно, чтобы отбить бензин и другие расходы и еще что-то заработать.
Председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин недавно пожаловался на КИС АРТ премьер-министру Мишустину, а заодно мэру Москвы, руководителю Роскомнадзора и министру транспорта. О проблеме ограничения по времени говорит и таксист Михаил:
«Они хотят ограничивать время, но если я не буду успевать за это ограниченное время отбивать свою аренду, бензин, какие-то минимальные платежи, тогда нужно прекращать эту деятельность, либо идти на какие-то совершенно не свойственные мне хитрости. Наш таксопарк все сделал, вопросов особо у них не возникало. Вчера мне вечером сделали, а сегодня, когда мы полезли все это проверять, у меня уже был этот ID в таксометре «Ситимобил». Но вообще кто это придумал, чем они думали?»
В Дептрансе же полагают, что система сократит число аварий в городе и в разы улучшит сервис. Кроме того, рынок очистится от таксистов-нарушителей, а это сократит время простоя в ожидании заказа у тех, кто работает по закону. Но, как говорится, благими намерениями… создаются условия для роста цен на такси, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Если мы одну из составляющих убираем — уменьшаем количество таксистов, мы автоматически видим рост тарифа. Если мы вводим дополнительные издержки у водителей, которые связаны с бюрократическими формальностями, мы увидим рост тарифа автоматически. Цифру точную можно будет назвать только после того, как система начнет в полный рост работать, и мы увидим статистику сокращений или сохранения численности водителей на линии. У агрегаторов такая статистика точно будет. Ну, а все, кто будут отсеяны, собственно, уйдут в сервис и «черный» сегмент и будут развозить за столько, условно, сколько дашь. Так что здесь тариф, может быть, даже и снимется. Но другой вопрос, что там ни страховки, ни безопасности, ничего».
Что же касается водителей без ID, то их с введением КИС АРТа агрегаторы и таксопарки должны не допускать к заказам. Но, как отмечают эксперты, для подобных изменений необходимо менять законодательство. И система пока может нести лишь рекомендательный характер. Сами же агрегаторы — «Яндекс.Такси», «Максим» и «Ситимобил» заявили, что сейчас активно помогают водителям регистрироваться в КИС АРТ.