На дорогах Москвы появятся еще более 2 тысяч камер, которые обойдутся бюджету в 1 млрд рублей. Их установкой займется компания Maxima Telecom — это оператор Wi-Fi в столичном метро. В отличие от уже действующих 3,5 тысячи устройств эти камеры будут непрерывно писать картинку в высоком разрешении 4К. И, как пояснили источники в мэрии «Коммерсанту», это будет первый шаг в создании принципиально новой системы безопасности. Суть ее в том, чтобы фиксировать ДТП, пожары и другие происшествия на дорогах и автоматически оповещать об этом соответствующие службы.

Сейчас московские умные камеры умеют автоматически выписывать штрафы (причем, бывает, не только нарушителям ПДД) за несколько нарушений: превышение скорости, неправильное пересечение полосы, выезд за стоп-линию, выключенные габариты, непристегнутые ремни безопасности. И последняя новинка — телефон в руках. Это пока эксперимент, и таких камер не очень много, но по ним уже выписано несколько тысяч штрафов, рассказывали в ЦОДД.

Система же, которую планируют создать на московских дорогах, будет в несколько раз превосходить нынешнюю. Впрочем, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин сомневается в ее необходимости:

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Большая часть дорог уже камерами накрыта, и в случае ДТП можно получить картинку, и даже часто не с одного ракурса, а с двух. Это подтверждают все резонансные ДТП — с Ефремовым, например, были видео с нескольких камер. Или недавно произошедшее ДТП с моим товарищем на закоулке МКАД — тоже все было отлично видно, кто, как, когда, чего, кому. У нас и так 87% штрафов выписываются с использованием камер. Это все происходит автоматически, поэтому мы видим многочисленные ошибки, когда штрафуют, например, тень автомобиля и так далее. Конечно, это все девальвирует любые системы фото- и видеофиксации».

Как поясняют источники в мэрии, сначала нейросеть будет учиться. То есть система зафиксирует инцидент, покажет оператору, и тот подтвердит наличие или отсутствие аварии. В ЦОДД отдельно поясняют, что задача камер — следить за дорогами, а не распознавать лица прохожих или водителей. Впрочем, на сайте госзакупок условием заказчика является именно поставка камер с функциями «детекции лиц и автоматического слежения за объектами».

В перспективе эти камеры будут работать самостоятельно, как в Китае. Там ситуационные камеры используются повсеместно. Это как раз та страна, где известное произведение Оруэлла не вымысел, а привычная жизнь. В Китае самая большая система видеонаблюдения в мире, которая за семь минут разыскивает преступников (время проверяли журналисты BBC) и заодно фиксирует все происходящее в городах страны, что называется, «в лицах». Помимо прочего, камеры там анализируют и трафик, к чему и стремятся московские власти.

Но вряд ли только лишь по камерам можно будет оценить ДТП, поэтому сотрудники ГАИ со столичных дорог никуда не денутся, говорит автоэксперт Артем Бобцов.

Артем Бобцов автоэксперт «Реформа ГИБДД уже несколько лет идет, и, конечно, количество сотрудников там и так сокращено в несколько раз, в том числе благодаря тому, что сейчас на мелкие ДТП выезжать не нужно, все фиксируется через европротокол. Сейчас они ездят на крупные ДТП и участвуют во всяких мероприятиях, таких как ограничение движения. Поэтому меньше их уже не станет, их, в общем-то, и так сейчас уже немного. Поэтому никакой дополнительно полезной нагрузки эта система в себе не несет. Сейчас власти узнают о любых ДТП и чрезвычайных ситуациях и так максимально быстро. Кроме того, во всех машинах сейчас есть кнопка «ЭРА-ГЛОНАСС» для экстренного вызова служб. Она на самом деле там и не нужна, потому что ее задача малопонятна. Это всего лишь одно из звеньев по примеру юго-восточных стран».

Кроме того, чтобы нейросеть заработала в том виде, в котором ее анонсировали, по оценкам экспертов, из бюджета понадобится еще 4-5 млрд рублей, отмечает «Коммерсантъ».