Грузы через Транссиб встали из-за аварии
В Забайкальском крае после обильных осадков рухнул железнодорожный мост. Логистические компании прогнозируют задержки поставок до месяца — и, как следствие, рост цен
Читать на полной версииПосле сильных дождей в Забайкальском крае рухнул железнодорожный мост через реку Ареда. Движение поездов остановлено в обоих направлениях.
Размыв опоры моста на участке Куэнга — Укурей обнаружил в ночь перед аварией ремонтник Андрей Бянкин. Именно он первым забил тревогу. Перегон закрыли, и в результате самых неприятных последствий обрушения железнодорожной переправы через реку Ареда удалось избежать. На этом хорошие новости заканчиваются. Движение поездов, как пассажирских, так и грузовых, на этом участке сейчас остановлено. И если с пассажирами проблему решили (людей доставят к месту назначения самолетами), то с грузами ситуация чуть сложнее.
Социально значимые перевозки — продукты, топливо для предприятий, бензин, а также авиатопливо — РЖД направили по БАМу. Но остальные грузы по магистрали провести нереально, говорит член общественного совета при Минтрансе РФ Кирилл Янков:
Кирилл Янков член общественного совета при Минтрансе РФ «Пропускная способность БАМа не более 15% от пропускной способности Транссиба. Я напоминаю, что БАМ однопутный и неэлектрифицированный. А Транссиб — это полноценная двухпутная электрифицированная линия, по которой один за другим ехали составы. На восток везли уголь, на запад — контейнеры. По БАМу не привезешь и пятую часть того, что проходило по Транссибу».
Встали не только поезда с углем, металлом и лесом на восток, но и контейнерные поезда из Китая на запад. И да, некоторые заказы с AliExpress и других платформ также наверняка придут с задержкой.
Логистические компании, по словам их собственных представителей, сейчас в полном шоке, так как предполагают, к чему приведут такие простои. Вот что говорит гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло.
Георгий Властопуло гендиректор компании «Оптимальная логистика» «Это ужас. У нас встали целые составы. Если произошла какая-то авария по пути следования, то состав будет стоять, ждать, пока пути будут исправлены, и дальше продолжит свое движение, то есть объезжать нет никакой возможности. Мы предполагаем от двух недель до месяца задержек в поставках товаров. И так цены подорожали на контейнерные перевозки десятикратно, они еще и будут стоять. В ожидании товаров наши клиенты, поставщики будут нести достаточно серьезные убытки. Мы еще предполагаем, что в этих контейнерах наверняка есть и товары для нового школьного сезона. Возможны серьезные сбои поставок и подорожание товаров. Мы сейчас в полном шоке, потому что у нас более 200 контейнеров идут из Китая железнодорожным транспортом, и мы не представляем, как это все сейчас отрегулировать. Скорее всего, просто надо ждать».
Ждать придется как минимум до понедельника. Владимир Путин поручил восстановить первую ветку Транссиба в течение двух с половиной дней, вторую — в течение пяти. Обе обрушившиеся ветки будут ремонтироваться круглосуточно, пообещали в РЖД.
Задержка в три-пять дней приведет к эффекту домино. Срыв поставок одних товаров, например каких-то комплектующих, неминуемо приведет к сбоям реализации различных проектов по всей стране. И ликвидировать образовавшийся лаг придется долгие месяцы.
Сильно авария ударит и по угольным компаниям. Михаил Бурмистров, глава «Infoline-Аналитика», заявил «Коммерсанту», что «потенциально это грозит потерями в 1 млн тонн, что существенно ухудшит ситуацию, потому что сейчас очень высокий спрос и цены на сырье». Для остальных же типов предприятий масштабы ситуации еще предстоит оценить, говорит коммерческий директор международной транспортной экспедиционной компании «Траско» Алексей Чиняков.
Алексей Чиняков коммерческий директор международной транспортной экспедиционной компании «Траско» «Задержки в поставках груза будут. Могут пострадать крупные производители, в частности конвейерные поставки могут остановиться. Безусловно, это может грозить срывом контрактов, потому что многие работают just in time, то есть поставляют точно в срок. Задержки в две-три недели могут действительно сорвать им контракт. Если эта ситуация будет признана форс-мажором, то будет полегче. Наверное, о масштабе мы узнаем немного позже. Для нас как для международного перевозчика первичным вопросом встанет вопрос по импортным сообщениям».
Тем временем Забайкалье продолжает заливать. В двух районах края затопило 650 домов. Из-за размыва насыпи временно перекрыт участок автотрассы «Амур». Эвакуировали более 600 человек.