Сельский туризм: красота — понятие экономическое
Еще в феврале Михаил Мишустин поручил нескольким федеральным ведомствам подготовить предложения по развитию агротуризма. С какими проблемами сталкивается сельский туризм? Например, одна из них — информационная пустота, которая его окружает
Читать на полной версииВ феврале этого года, после рабочей поездки в Карелию, премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил нескольким федеральным ведомствам подготовить предложения по развитию агротуризма в России. Минсельхоз, Минстрой, Росреестр и Ростуризм должны были до 1 апреля сформировать конкретный план по внесению в законодательство корректив, которые помогут использовать сельскохозяйственные земли в туристических целях — в частности, для строительства отелей и туристической инфраструктуры.
Не сказать, что бизнес с особым оптимизмом воспринял намерения правительства. Да, отменить существующий запрет, перелопатить половину законодательства и в итоге разрешить строительство на землях сельхозназначения можно, говорили профессионалы, но потом надо следить, чтобы вместо туринфраструктуры на них не появились жилые дома в пять этажей или коттеджи для плюс-минус постоянного проживания, надо ввести упрощенные процедуры согласования на оформление скважин, очистных сооружений и инженерных сетей, надо создать полноценную транспортную инфраструктуру, надо обеспечить фермеров льготными кредитами и еще очень много «надо». Словом, бизнес был полон скепсиса и этого не скрывал.
Законодательный бег с препятствиями
Однако процесс был запущен, и никто даже не думал его останавливать. В марте, уже по итогам визита на Алтай, Михаил Мишустин поручил Минэкономразвития, Минфину и Роспотребнадзору подготовить предложения по урегулированию деятельности гостевых домов и выводу их из тени. «Ввести в правовое поле нужно и небольшие домики, где сдают комнаты отдыхающим, и многоэтажные строения с почти гостиничными номерами. Всего в стране, по некоторым оценкам, таких разнородных объектов, где живет сам хозяин и размещают туристов, может насчитываться до 13 тысяч. Примерно столько же сейчас в России официально зарегистрированных гостиниц, — цитировала «Российская газета» вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Барзыкина. — В законодательстве, регулирующем гостиничный сектор, отсутствует само понятие «гостевой дом». Нужно дать им определение».
По прогнозу Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка, с переходом таких домов в правовое поле уже в течение года в них может появиться до 36 тысяч мест размещения, в перспективе двух-трех лет номерной фонд способен дорасти до 61 тысячи номеров, а число рабочих мест в этом секторе — до 7-14 тысяч.
И вот в начале июля президент страны Владимир Путин подписал закон о сельском туризме, нормы которого будут распространяться на туристские объекты в сельской местности и в малых городах численностью до 30 тысяч жителей. Теперь в России вводится понятие «сельский туризм», аграрии смогут оказывать услуги по размещению туристов, организации экскурсий и других видов отдыха, туристы в свою очередь смогут получить комфортный и познавательный отдых на природе, познакомиться с историко-культурным наследием и народными промыслами. Ну и все вместе они, как считается, простимулируют развитие сельских территорий.
Стоит напомнить, что параллельно в России реализовано еще несколько инициатив, так или иначе связанных с развитием наших деревень, сел и малых городов и их туристической составляющей: организован Всероссийский конкурс на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма, выделены средства на развитие дорожной сети в малых городах и на селе, более 1 млрд рублей направлено на разработку детальных планов развития территорий с высоким туристическим потенциалом (на первом этапе будут спланированы три территории: полуостров Крым, включая Севастополь, Дальний Восток и регионы, входящие в Золотое кольцо России) и так далее. В Европе, по данным Ассоциации сельского туризма (Eurogites), в туристическую деятельность вовлечены примерно 100 тысяч фермеров, отрасль напрямую и косвенно поддерживает около 1 млн рабочих мест, генерирует при этом около 150 млрд евро выручки, и вообще агротуризм составляет около 35% от совокупного дохода европейских сельхозпроизводителей. Похоже, на нечто подобное взят прицел и у нас.
Однако по ходу этого забега на длинную дистанцию придется взять несколько барьеров. И одним из главных заместитель председателя правления Россельхозбанка Денис Константинов называет информационную пустоту, окружающую сегодня сельский туризм.
Денис Константинов заместитель председателя правления Россельхозбанка «Если говорить о транспортной инфраструктуре и транспортной доступности, то, наверное, особых, серьезных проблем я бы сегодня не назвал. Потому что у нас из 180 тысяч фермерских хозяйств основная часть находится в регионах Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов — там транспорт достаточно хорошо развит. Чего действительно не хватает? Наверное, информационной инфраструктуры — сервиса, который бы позволил нормально искать локацию, в которую человек хочет поехать, организовывать взаимосвязь с принимающей стороной и формировать сами туры. То есть, не хватает того, чем у нас по многим направлениям, в том числе и зарубежным, занимаются туроператоры, но вот внутренний сельский туризм у них представлен крайне мало. Мы все привыкли к тому, как в принципе работает туристическая индустрия — ровно такие же подходы надо внедрить и в сельским туризме».
Конечно, нельзя сказать, что не делается вообще ничего. В качестве примера того, что делается, Денис Константинов приводит платформу Россельхозбанка «Свое. Родное». «Здесь много сервисов для фермеров и конечных потребителей фермерской продукции. И один из них — это отдельный раздел, посвященный именно агротурам. Сегодня там уже более 250 вариантов, и мы рассчитываем, что к концу года, с учетом того, что подписан закон о развитии сельского туризма, туров будет уже больше тысячи». Как раз такие сервисы, по мнению эксперта, позволят удобно и быстро (прежде всего, городским жителям) находить интересные программы выходного дня или семейного отдыха, оставлять свои заявки и связываться с фермерами, а потом оставлять отзывы — как все прошло. «Мы планируем не только формат организации агротуров, но и обязательно формирование обратной связи и на ее основе ранжирование представленных вариантов — чтобы у человека, который выбирает себе программу для поездки, была объективная информация, где какой сервис он может получить», — подчеркивает Денис Константинов.
Еще один проект, который можно назвать «двигателем прогресса» в деле развития сельского туризма — «Винный гид России», который совместно реализуют Роскачество, Минпромторг, Минсельхоз и Россельхозбанк. Его прошлогодняя новинка — как раз туристическо-инфраструктурный акцент в оценке работы винодельческих хозяйств страны. «Одним из направлений аудита в 2020 году стал винный туризм — серьезная самостоятельная часть отрасли и очень важный инструмент ее развития, — рассказывал руководитель экспертной группы, президент Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян. — Мы видели большой интерес со стороны туристов к отечественному виноделию, рост спроса на дорогие винные туры и эксклюзивные дегустации. Отели при винодельнях уже летом были забронированы до октября. Думаю, к сезону-2021 винно-туристическая инфраструктура значительно окрепнет».
Но есть структура, которая, пожалуй, лучше всех понимает перспективы развития сельского туризма и больше всех для этого развития делает — Ассоциация самых красивых деревень и городков России.
Ассоциативный ряд
Ассоциации самых красивых деревень и городков России (АСКДР) шесть лет. За это время она получила более двух тысяч заявок из разных регионов страны, провела экспертизу более 650 претендентов (для этого Ассоциация ежегодно организует многодневные экспедиции по российским городам и весям, да и руководство АСКДР много катается по стране), и 23 из них действительно обрели статус «самых красивых» — который, кстати, надо подтверждать каждые пять лет. Например, как уже рассказывала Business FM, в прошлом году в рамках экспедиции, призванной открыть для сельского туризма Русский Север, список пополнили пять населенных пунктов — Ферапонтово в Вологодской области, Каргополь, Черевково и Зехнова в Архангельской области и Лальск в Кировской области. В этом году на территории от Пскова до Байкала намечено еще 12 инаугураций — новыми членами Ассоциации теперь будут и такие жемчужины российского туристического рынка, как Изборск и Старая Русса, и пока мало кому известные Ширяево и Посольское.
Вообще, как рассказывает глава АСКДР Александр Мерзлов, задача Ассоциации — довести число членов до красивой цифры 100. Хотя это непросто: согласно правилам, решение принимается на основании соответствия претендентов ряду критериев. Важнейший среди них — историко-культурная составляющая, в частности, наличие памятников культурного и природного наследия и сохранение традиционных архитектурных объектов; неудивительно, что самое, кажется, ненавистное для руководства Ассоциации слово — убивающий любое историческое начало сайдинг. Еще важно наличие необходимой туристической инфраструктуры и потенциала для ее развития, возможности для развития традиционных промыслов и новых видов предпринимательской деятельности, а также благоприятная экология.
По мнению Дениса Константинова, «этот проект выполняет важнейшую задачу популяризации наших сельских территорий». «Необходимо донести до конечного потребителя — потенциального туриста информацию о том, насколько у нас действительно красивые места и насколько там можно хорошо и, скажем так, с пользой отдохнуть. Даст ли это эффект для наших сел и деревень? Я думаю да, конечно даст, просто пока у нас это направление очень молодое: если мы говорим про европейские страны, там сельский туризм развивается давно, минимум с прошлого века, и поток на сегодня составляет до 40 миллионов туристов в год. Поэтому в России популяризация — то ключевое, что нужно, чтобы отрасль развивалась», — считает он.
«Цель АСКДР — создание предпосылок для развития населенных пунктов через усиление их известности, — продолжает тему Александр Мерзлов. — Важно не просто сохранять наше культурно-историческое и природное наследие, важно сделать его новым драйвером экономического развития и повышения качества жизни». А на церемонии инаугурации Изборска глава АСКДР отметил еще ряд важных моментов.
Александр Мерзлов глава Ассоциации самых красивых деревень и городков России «С этого года наши критерии оценки мы используем совместно с Ростуризмом, что очень важно с учетом принятого нацпроекта о развитии внутреннего туризма. Кроме того, получая звание «самого красивого» в России, Изборск и его коллеги одновременно становятся членами клуба Самых красивых деревень и городков мира, а это очень почетно. При умелом пользовании этими двумя брендами наши члены достигают большого прогресса с точки зрения и получения новых туристов, и улучшения инфраструктуры. Вообще, мы исходим из того, что делая хорошо туристам, люди делают хорошо, прежде всего, самим себе, и не надо стараться это разделять. Ведь туристы приехали и уехали, а вся инфраструктура осталась для местных жителей».
В самом Ростуризме, с которым АСКДР подписала соглашение о сотрудничестве в области развития туризма на сельских территориях, признают, что программа «Самые красивые деревни и городки России» ведомству крайне интересна. Она может оказать серьезное влияние на развитие туризма путешествий, автомобильного туризма, так называемого туризма «коротких поездок», считает заместитель главы Ростуризма Елена Лысенкова.
Елена Лысенкова заместитель главы Ростуризма «Ключевая задача программы — во-первых, поиск интересных мест и определение их потенциала, а во-вторых, участие в превращении этих мест в развитые туристические дестинации, причем, непременно с привлечением местных жителей — без этого ни одна даже самая привлекательная программа работать не будет. Выбранные деревни и городки должны быть притягательны для туристов — за счет архитектуры, ландшафта, элементов декора, гастрономии или народных художественных промыслов. А задача государства как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровне — помогать создавать отсутствующие элементы инфраструктуры и доводить имеющиеся до современных стандартов. Пока мы, Ростуризм, больше ориентированы на информационное и организационное сотрудничество с программой, но в нацпроект по развитию туризма мы заложили дополнительное финансирование в формате грантов. Оно нацелено, с одной стороны, на помощь частным инвесторам, которые развивают в деревнях и малых городках малый и средний бизнес и которым часто в таких местах не хватает опорного финансирования. С другой стороны, надо помочь самим малым муниципальным образованиям, у которых тоже часто не хватает денег на благоустройство и оформление. И, конечно, участники программы «Самые красивые деревни и городки России» вправе претендовать на такую поддержку».
Как отмечает Денис Константинов, есть аналитические материалы, которые оценивают потенциал туристического потока в сельскую местность примерно в 8 миллионов человек. «Это большая цифра. И через такие проекты, как проект «Самые красивые деревни и городки России» этот поток... скажем так, найдет те места, в которые он сможет направиться. Конечно, сейчас уже есть предложения на этом рынке — есть небольшие туры, однодневные или даже на несколько часов, есть более долгосрочные. Но все равно это еще не сформированное направление, потому что в основном они включают какие-то короткие экскурсии, дегустации, мастер-классы, обучение в приготовлении каких-то элементарных национальных или деревенских блюд, а спектр услуг и сервисов, которые предоставляет тот же европейский агро- и сельский туризм, гораздо шире. Поэтому я думаю, что с помощью проекта «Самые красивые деревни и городки» России сформируется туристический поток, а на уже сформированном потоке начнет развиваться и сервисная составляющая», — уверен Денис Константинов.
На то, что проект поможет их развитию, хотят надеяться и сами деревни и городки, вступающие в АСКДР. Например, Изборск, который с 2015 года входит в состав городского поселения Печоры, вроде бы не обделен вниманием туристов — знаменитую крепость неподалеку от Пскова посещает по 500 000 человек ежегодно. И по строгим критериям Ассоциации Изборск (который мы по-прежнему называем городом, хотя официально он имеет статус деревни) набрал 51 балл, что позволило ему стать членом АСКДР, получив две «звезды» из возможных трех — в списке самых красивых деревень и городков России таких «титулованных особ» всего пять. Глава администрации городского поселения Печоры Екатерина Морозова этим обстоятельством явно была горда, однако в беседе с Business FM говорила совсем о другом.
Екатерина Морозова глава администрации городского поселения Печоры «От вхождения в список самых красивых деревень и городков России я жду не только статуса. Я жду каких-то преференций — в первую очередь, для жителей Изборска. Пока с потенциальными инвесторами я не общалась, ко мне никто не обращался, но если такие появятся — будем вести диалог, искать точки соприкосновения. Очень надеюсь, что сюда будут какие-то вливания, что будет развиваться не только музей-заповедник «Изборск», но и сам Изборск. Думаю, инвестиции в инфраструктуру здесь не помешали бы — в первую очередь, в освещение. Где-то не хватает газа, хотя в Изборске газ есть. Где-то надо решить вопросы с водоотведением и водоснабжением — люди XXI века заслуживают того, чтобы жить именно в XXI веке, особенно в деревне. Думаю, если у нас будут комфортные условия, подтянутся инвесторы и для других больших дел».
Ключевая точка притяжения Изборска — древняя крепость, хотя есть здесь и завораживающие «Словенские ключи» (в народе их прозвали «Двенадцать апостолов»), и известный международный фестиваль исторической реконструкции «Железный град» (увы, в этом году отмененный из-за пандемии), и завоевывающий популярность Музейный квартал, в котором сейчас строится новое музейное здание… Стоит напомнить, речь идет о деревне — у которой по-прежнему есть мечты.
Когда было празднование 1150-летия Изборска, в Музейном квартале все сети убрали под землю, и теперь они не нарушают облик деревни, говорят местные жители, а вблизи крепости сети со своими столбами и переплетением проводов очень даже мешают. Еще хотелось бы подсветку всей деревни, потому что сейчас электрифицирована только основная улица — а мечтается, чтобы весь Изборск был ярким не только днем, но и ночью. Качественная современная навигация не помешала бы, продолжают сотрудники музея-заповедника «Изборск», и еще грамотно, с научным подходом отреставрировать здание почты и Дома сельсовета. И уж совсем давней, многократно обдуманной мечтой делится заместитель директора музея-заповедника «Изборск» Наталья Кальченко.
Наталья Кальченко заместитель директора музея-заповедника «Изборск» «Есть территория бывшего карьера, в котором сейчас ничего не происходит, поскольку все подобного рода разработки в Изборске, имеющем охранный статус, запрещены. И есть у нас такая мечта — мы хотели бы организовать там высококлассную зону отдыха с кемпингом. Поставить небольшие летние домики, создать площадку для передвижных «домов на колесах», а еще проложить оттуда велосипедный маршрут до ансамбля Изборской крепости. Это позволило бы нам еще активнее развиваться и быть еще привлекательнее среди всех деревень и малых городов».
Эксперты не устают отмечать, что события последнего времени, заставившие или позволившие, кому как, многим офисным сотрудникам отправиться на удаленку, дали импульс к развитию рекреационной функции наших деревень, сел и городков — особенно, конечно, тех, что расположены около крупных городов. Плюс запертые, в основном, границы, плюс курс доллара и евро, плюс жесткие карантинные меры — короче, у россиян было много поводов открыть для себя красоты своей собственной страны. Осталось дотянуть инфраструктурную красоту до уровня красоты природной, исторической, гастрономической и душевной, которую, как известно, умом не понять. Но про инфраструктуру-то такого не скажешь.