Не говори о космосе — не совершай ошибку: ФСБ составила перечень сведений, за сбор которых могут признать иноагентом
Речь идет об информации, не являющейся гостайной. И к таковой, по словам экспертов, относится, в принципе, все — в том числе и информация, размещенная на сайте самого «Роскосмоса»
Читать на полной версииВ ФСБ решили, что россиянам лучше не разговаривать с иностранцами о российской армии и «Роскосмосе». Желательно вообще. Служба составила список данных, которые не относятся к гостайне, но разглашение которых, по мнению ФСБ, все равно может навредить России. Тем, кто будет такие данные разглашать, предложено присваивать статус физлица-иноагента.
Инициатива ФСБ опубликована на портале проектов нормативных правовых актов. Из документа следует, что в ФСБ считают, что, практически вся информация о деятельности «Роскосмоса» при попадании в руки иностранцев может представлять угрозу для страны.
Так, в перечень запрещенной к распространению информации попали:
- сведения о целевых программах «Роскосмоса», их финансовом, материально-техническом обеспечении;
- данные о финансировании «Роскосмосом» и Минобороны исследовательских, конструкторских и научных работ в космической отрасли;
- общая информация о мощностях и планах учреждений, входящих в «Роскосмос»;
- данные о техническом состоянии, готовности космодромов и других объектов и так далее.
Все это не гостайна и не секрет. То есть речь в том числе об информации, размещенной на сайте самого «Роскосмоса», о том, что об успехах корпорации скажет по телевизору, например, президент.
Проблема в том, что авторов документа совершенно не интересует, откуда человек получил информацию, — главное — не говорить об этом с иностранцами. То есть о космосе предлагают вообще не говорить, считает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев, изучивший составленный ФСБ перечень:
Иван Моисеев научный руководитель Института космической политики «Если посмотреть повнимательнее на формулировки, то любая информация о космосе в этот перечень входит. То есть, если кто-то захочет, то вы сразу станете информаторами по этому перечню. Сам по себе этот перечень написан в рамках исполнения закона, который подписан ранее в 2020 году. Написано это все настолько расплывчато и настолько невнятно, что в принципе решить, являетесь вы иностранным агентом по этому закону и по этому перечню или не являетесь, может только суд. То есть, в принципе, смысл документа, если его применять как закон, — вообще запретить разговаривать о космосе, но поскольку у нас так система построена, то в большинстве случаев этот закон применяться не будет, а в тех случаях, когда кому-то захочется, — тогда могут применить, дать статус иностранного агента и еще более суровые санкции».
С каким иностранцем лучше не говорить о космосе? Должен ли это быть какой-нибудь особенный иностранец, с какой-то особенной работой и так далее или это может быть двоюродный дядя, скажем, из дружественной Белоруссии? Закон, по словам экспертов, написан так, что иностранец может быть любым. Все будет зависеть от толкования правоприменителей.
И тут сложно не вспомнить историю жителя Сочи Петра Парпулова, который получил 12 лет колонии за госизмену. Такие дела всегда засекречены, но защита настаивала, что Парпулов поговорил с иностранцем о том, что прочитал на сайте газеты «Красная звезда». В случае с перечнем ФСБ, речь, конечно, не о годах тюрьмы. Статус физлицо-иноагент по сравнению со сроком — вещь просто малоприятная, говорит адвокат Александр Карабанов:
Александр Карабанов адвокат «Основная ответственность заключается в том, что гражданин, которому будет присвоен данный статус, фактически не может быть назначен на определенные должностные позиции и он не может избираться в органы местного самоуправления».
Избираться в органы — ладно, но вот запрет на назначения на определенные должности… А как в этих условиях вести Twitter гражданину России Дмитрию Рогозину? Известно, что как минимум один иностранец — Илон Маск — читает его шутки про батуты.