Профессиональный сайт biospace.com обновил статистические данные относительно того, как крупнейшие фармкомпании производят вакцины и препараты для лечения коронавируса. Сюрпризов особых нет — производство наращивается, цены снижаются, прибыли растут.

Авторы исследования подчеркивают, что информация о рынке вакцин от COVID-19 весьма «подвижна», так как правительства значительно субсидируют их производство и распространение, а цены сильно варьируются. Однако есть безусловные лидеры.

Констатируется, что на настоящий момент порядка 60% рынка приходится на вакцины Pfizer-BioNTech и Moderna. По прогнозам, объем рынка препаратов от COVID-19 достигнет 67 млрд долларов, а в 2022 году снизится до 61 млрд долларов. По мере вакцинации он будет падать. Начиная с 2023 года объем рынка составит 8 млрд долларов в год, а затем может упасть даже до 500 млн долларов. При этом на третьем месте сейчас стоит не вакцина, а противовирусный препарат Ремдесивир компании Gilead Sciences, продажи которого в США за первый квартал составили 820 млн долларов, а мировые продажи — около 1,5 млрд долларов.

Но самые большие объемы мировых продаж демонстрирует Pfizer-BioNTech. Они приблизились к 5,83 млрд долларов за первый квартал 2021 года. Для сравнения: препарата AstraZeneca за этот же период было продано на 275 млн долларов. Однако, несмотря на внушительные суммы, это не повлияет на расстановку сил на мировом фармрынке, уверен генеральный директор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк:

Сергей Шуляк генеральный директор аналитического агентства DSM Group «Вакцины от ковида не поменяют расстановку сил, потому что у Pfizer обороты большие, неожиданная дополнительная хорошая прибыль. Это влияет на его акции, но не влияет на его положение в иерархии мировой фарминдустрии. Объемы других лекарственных препаратов, которые выпускает Big Pharma, огромные, они исчисляются десятками миллиардов долларов. Вакцина увеличивает обороты, но не изменяет расстановку сил на рынке».

Как ни странно, Pfizer оказывается не такой уж и дорогой вакциной — 20 долларов за оба компонента. Самая дорогая — китайская Sinovac (60 долларов). Российский «Спутник V» стоит чуть больше 10 долларов, приблизительно как Johnson&Johnson. Но иллюзий строить не надо. Производство и продажа вакцин подчиняется точно таким же принципам, как и любой другой рынок, говорит первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко:

Николай Прохоренко первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением «Стоимость вакцины, как и другого товара, определяется производителем исходя из массы факторов. С одной стороны, предполагаемая эффективность. С другой стороны, достигнутое восприятие эффективности у потребителя. В-третьих, политика продвижения. Если говорить о предварительной эффективности «Спутника V», она не сильно уступает, например, Pfizer, то есть могли бы сделать цену не 10 долларов, а 15-16 долларов, но такая цена в два раза ниже. Это элемент продвижения».

Оценивает исследование и такие более экзотические вакцины, как Novavax, эффективную против южноафриканского штамма, разработанную китайскими военными CanSino Biologics, индийскую Bharat Biotech и даже кубинские вакцины Abdala and Soberana 2. Всего в настоящий момент на разной степени готовности в мире существует более сотни вакцин.