Россия готова признать иностранные вакцины и сертификаты о вакцинации, но для этого нужны аналогичные встречные шаги со стороны других государств. Об этом заявил представитель Кремля Дмитрий Песков. «Конечно, это большая проблема — непризнание вакцин», — добавил он.

Россия стала первой страной, зарегистрировавшей свою вакцину от коронавируса. А сегодня «Спутник V» одобрили уже 68 стран с общим населением почти 3,5 миллиарда человек, включая такие крупные, как, например, Аргентина, Бразилия, Индия и Мексика. В большинстве из них российская вакцина уже применяется. В итоге «Спутник» стал вторым по популярности после AstraZeneca препаратом в мире. А его эффективность разработчики оценили в 97,6% по результатам анализа данных 3,8 миллиона привитых россиян. Две менее эффективные китайские вакцины уже одобрила к применению Всемирная организация здравоохранения. А вот с регистрацией «Спутника» возникли проблемы. Вопросы к нему есть не только у ВОЗ, но и у Евросоюза. И вопросы эти странные, учитывая нынешнюю ситуацию. Продолжает директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович:

Лариса Попович директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ «Вдруг придрались к российским производителям по поводу условий, в которых это все производится, начли говорить о том, что конкретно для «Спутника» нужно исследовать отдаленные последствия, потому что там непонятно, в каких средах это делается. Абсолютно одинаковая технология — AstraZeneca принимается без проблем. Поэтому, конечно, политика, потому что регистрация всех вакцин производится по ускоренному треку из-за ситуации во всем мире. Поэтому, когда нашу вакцину начинают пускать по какому-то формальному треку и начинают вообще требовать те исследования, которые не требуются от других вакцин, никаких других причин, кроме политических, здесь просто быть не может».

Это как раз тот случай, когда большая политика тесно связана с большим бизнесом. Регистрация вакцины в других странах открывает для нее новые рынки сбыта. Сначала для первичной вакцинации, потом для повторной. А поскольку никто сейчас не знает, как долго нужно будет защищать население от коронавируса, потенциально это огромный денежный пирог, от которого все хотят побольше откусить.

Другой больной вопрос — непризнание сертификатов о вакцинации. Проблемы возникают у россиян, привитых «Спутником», при поездках в страны Запада. Проблемы возникают и в России у иностранцев, привитых другими вакцинами. Можно ли договориться хотя бы о взаимном признании сертификатов, а процесс регистрации вакцин отложить на потом? Первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко сомневается, что это возможно:

Николай Прохоренко первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением «Насколько я представляю, эти вещи, конечно, должны быть увязаны, потому что, если сказать, что мы признаем, а не регистрируем, ну, логика в этот момент рвется, согласитесь».

Все страны, которые зарегистрировали российский «Спутник», собственных препаратов против коронавируса не имеют. Процесс взаимного признания мог бы сдвинуться с мертвой точки, если бы России удалось договориться о взаимной регистрации препаратов с какой-то страной, у которой есть свои вакцины. К примеру, с Китаем. Совсем недавно российский Минздрав разрешил клинические испытания китайского препарата от коронавируса. Не исключено, что такие испытания уже идут. Позже в СМИ появились сообщения, что Москва и Пекин планируют объявить о взаимном признании вакцин во время Восточного экономического форума. Правда, потом китайские власти это опровергли.