«Ушел великий человек, до конца не оцененный». Не стало Петра Мамонова
Поэт и бывший алкоголик, панк и глубоко верующий человек, бунтарь и философ — каким он запомнится современникам?
Читать на полной версииПетр Мамонов, 70-летний основатель «Звуков Му» умер в больнице от последствий коронавируса. Последние недели он находился в реанимации на аппарате ИВЛ. Врачи оценивали состояние как тяжелое — у Мамонова было поражено 87% легких.
Поэт и бывший алкоголик, панк и глубоко верующий человек, бунтарь и философ. Музыкант, актер, экспериментатор — все это Петр Мамонов. Родился в интеллигентной московской семье, его детство прошло в Большом Каретном переулке, там же, где вырос Владимир Высоцкий. Но кроткостью Мамонов не отличался и в детстве. Институт не окончил, в молодости сменил полтора десятка работ, нигде надолго не задерживаясь.
В 1982-м Петр со своим бывшим однокашником Александром Липницким создает «Звуки My». По его собственным словам, чтобы окончательно не спиться. Киновед, историк кино Александр Владимирович Шпагин в беседе с Business FM начал говорить о Мамонове именно как о музыканте:
Александр Владимирович Шпагин киновед, историк кино «Ничего подобного никогда не было. И когда появился уже довольно старый певец, под сорок, когда дико корячится, изрыгает из себя совершенно непонятное, похоже, абсолютно не умеет петь и напрочь лишен слуха, потому что все песни абсолютно на один мотив и из двух нот состоят. И тем не менее все это совершено завораживает и совершенно потрясающе смотрится, потому что из этого лезет жуткая, страшная русская хтонь, где вылезают жуткие именно очень русские бесы — как правило, бесы, возникающие то ли от трехмесячного запоя, в котором находится его герой, то ли они находятся в совершенно уже таком экзистенциальном абсолютном ступоре. Русское темное подсознание, темный русский мир».
Мамонов-актер: «Игла» с Виктором Цоем. «Такси-блюз» Лунгина и его же «Царь» и, конечно, «Остров». И все те же бесы. О Петре Мамонове вспоминает Павел Лунгин:
Павел Лунгин режиссер «Ушел великий человек, до конца не оцененный, я считаю, до конца не понятый. Очень жалко — я надеялся, что сниму с ним еще фильм. У меня была роль — все время хотел сыграть в детской сказке, мы с ним обсуждали это. Я осиротел, так сказать, в каком-то смысле».
Самородок — говорит о друге, хоть и не близком, музыкальный критик Артемий Троицкий:
Артемий Троицкий музыкальный критик «Он был одиночкой. И в качестве такого одинокого старца, а до этого одинокого сердитого молодого человека он творил нечто такое, что ни до, ни после него, в общем-то, никто уже не сделает просто потому, что не смогут, просто потому, что нужно быть таким вот диким чуваком, каким был Петя, чтобы делать то, что он делал».
С женой Ольгой Петр Николаевич встретился в 1982 году. С тех пор они не расставались. У них трое сыновей и двое внуков.
В середине 90-х Мамонов вместе с семьей переехал в Наро-Фоминский район Московской области, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Далее можно было бы подобрать много цитат из фильма «Остров» — там достаточно подходящих, но у Мамонова, всю жизнь экспериментировавшего, всю жизнь искавшего, есть песня, которая начинается со слов:
Я пошел в универмаг и купил там все,
Новые ботинки, щетку и пальто,
Овощи, фрукты и вино,
И синее пластмассовое ведро.
А мне все мало мама, я хочу еще.
Песня, которая продолжалась мыслями:
Я родился, развелся, потом еще,
А мне все мало, я хочу еще...
Песня, которая закончилась так:
Я доволен
И вот я лежу в могиле, у меня есть все,
И мне не надо ничего еще.
У меня вода, у меня земля,
У меня песок, у меня тишина.
У меня темнота,
Мне не надо ничего покупать,
Мне не надо чинить кровать.
Мне не надо никого в гости звать.
Мне не надо никому, ничего объяснять.
Я доволен.
Образы Петра Мамонова — в фотоистории BFM.ru: