Минприроды предлагает разрешить хозяйственную деятельность в местах обитания «краснокнижных» растений. Сейчас закон безусловно это запрещает. Теперь же предлагается это разрешить в «исключительных» случаях, связанных с реализацией государственных и федеральных проектов развития транспортной и социальной инфраструктуры, а также с иной хозяйственной деятельностью. Каковы аргументы у ведомства и чего опасаются экологи?

В законопроекте, подготовленном Минприроды, фигурируют такие обороты, как «добывание» и «использование» «краснокнижных» растений. И говорится, что это будет делаться в «исключительных» случаях. Однако очевидно, что когда речь идет об «исключениях», то есть риск, что они могут стать правилом. Тем более что разрешения на эти исключения будет выдавать само ведомство, изначальное призвание которого — природу охранять, замечает руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Greenpeace России Михаил Крейндлин:

Михаил Крейндлин руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Greenpeace России «Есть статья 60 федерального закона об охране окружающей среды. Она касается не только растений, она касается и животных. Там написано, что растения, занесенные в Красную книгу как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации, полностью подлежат изъятию из хозяйственного использования и что запрещена деятельность, ведущая к их гибели, сокращению численности или нарушению их среды обитания. Поправка предлагает внести в эту статью пункт, что «использование» вот этих растений, занесенных в Красную книгу, разрешается в порядке, установленном правительством. И, как написано в пояснительной записке, это нужно в связи с необходимостью строительства каких-то линейных объектов или добычи полезных ископаемых, то есть понятно, что эти исключительные случаи могут быть абсолютным правилом».

Адвокат по экологическим спорам адвокатского бюро Zharov group Евгений Жаров считает, что безусловным плюсом законодательной инициативы является именно то, что то, что раньше было просто запрещено, теперь будут регулировать. Его бюро удалось оспорить требований о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде, на 2,2 млрд рублей:

Евгений Жаров адвокат по экологическим спорам адвокатского бюро Zharov group «То, что планируется ввести, это урегулирует наконец-то наболевшее в экономике, для бизнеса и государственных разных проектов то, что фактически такая деятельность может вестись нелегально и она запрещена. Это может привести к урегулированию. Известный анапский кейс, где строительство на пляже, на территории заповедника, где вырубаются реликтовые деревья и уничтожаются растения, то есть как раз речь о том, что в этих всех моментах отсутствует регулирование, которое нужно учитывать».

Экологи напоминают, что примеры «исключений» уже существовали. Например, в момент подготовки к сочинской Олимпиаде, которая была объявлена безусловным национальным приоритетом. Тогда был принят специальный закон, который предусматривал обязательную компенсацию нанесенного природе вреда. В результате природе был нанесен значительный ущерб, а компенсаторные мероприятия фактически обернулись показухой под телекамеры. Сейчас Минприроды также обещает механизм компенсаций при так называемом использовании «краснокнижных» видов. И обязательную замену погибших экземпляров.

Законопрпроект открыт для обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.