Американская Комиссия по ценным бумагам оштрафовала космический стартап россиянина Михаила Кокорича. Регулятор счел, что бизнесмен и ученый ввел инвесторов в заблуждение. Кокорич некогда работал в России, где у него была единственная частная космическая компания, но опыт оказался неудачным.

Еще недавно казалось, что у компании Momentus Space Михаила Кокорича все в США будет хорошо. Прошлой осенью стало известно, что этот стартап намерен выйти на NASDAQ. Но в итоге в планы вмешалась Комиссия по ценным бумагам и биржам США. Она оштрафовала Momentus на семь миллионов долларов и заявила, что инвесторы были введены в заблуждение относительно успешности технологий.

Momentus оказывает услуги более крупным компаниям, занимаясь конечной доставкой на орбиту небольших спутников. И, как считает американский регулятор, дело не только в том, что компания могла скрыть от кого-то правду. Речь идет о технологиях двойного назначения, а это уже риск национальной безопасности.

Михаил Кокорич переехал в США девять лет назад. И поначалу сумел успешно привлечь инвестиции в своей проект, но потом начались санкции, вспоминает космонавт-испытатель, президент Московского космического клуба Сергей Жуков. Он хорошо знает предпринимателя еще по космическому кластеру в «Сколково»:

Сергей Жуков космонавт-испытатель, президент Московского космического клуба «Пошли санкции, политическая обстановка сильно повлияла на развитие компаний. Начались сложности, связанные с тем, что он уже не мог быть операционным директором, нужно было нанимать американца. Дальше привлекались инвестиции. И вот эти последние события, когда его обвинили в том, что он слишком оптимистично сообщал информацию инвесторам об успешности его технологий. Я думаю, что в основном речь, безусловно, идет не о его какой-то добросовестности, я знаю его как добросовестного предпринимателя, а о политических факторах».

Впрочем, сама история Кокорича — это живой ответ на недавнее высказывание главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. Он прокомментировал полет американского бизнесмена Ричарда Брэнсона. И добавил: хорошо, если бы и российский крупный бизнес вместо того, чтобы тратить деньги на яхты, вкладывал в космос.

Михаил Кокорич в свое время так и делал. В России у него была единственная в стране частная космическая компания Dauria Aerospace. Она в свое время заключила контракт с «Роскосмосом» на сборку двух сверхмалых спутников. Но после выхода на орбиту аппараты вышли из строя. Dauria заявляла, что дело в неисправности двигателя разгонного блока ракеты-носителя, то есть виноват «Роскосмос». У последнего было иное мнение, корпорация пошла в суд, выиграла его. И единственная частная космическая компания в России стала банкротом. А ее основатель и автор разработок ныне живет и работает в США. О судьбе частных инвестиций в российский космос рассуждает венчурный инвестор Иван Алехин:

Иван Алехин венчурный инвестор «А кто, во-первых, объявил, что можно вкладываться? Кому-нибудь в голову вообще приходит, что можно вкладываться? Есть какие-то совместные программы государственно-частного партнерства в космической отрасли? Ну вот, понимаете, — нет. Вот если популяризируют, к примеру, прививку, весь народ идет прививаться. Если популяризировали бы космическую отрасль, то, поверьте, огромное количество людей пошло бы строить космические корабли. Почему уезжают? Ну, у нас в стране есть классный ответ — потому что: ровно потому, что огромное количество академического состава уехало из страны».

В США стартап Михаила Кокорича пытается привлечь инвестиции с помощью инструмента Spac. Если по-простому, то на биржу выходит компания-пустышка, которая сама ничего не делает, но у нее есть деньги. И она покупает технологический стартап, в данном случае Momentus. Цена конкретно этой сделки — больше миллиарда долларов.

Действия Комиссии по ценным бумагам действительно больше похожи на политический жест. Так американский регулятор выразил свою настороженность по отношению к подобным сделкам, которые захлестнули американский рынок. А тут еще и случай удобный — компанию основал россиянин, который может посягнуть на безопасность Америки. Но, как пишет Financial Times, несмотря на все неприятности, у сделки есть шансы завершиться. И если это произойдет, то контраст будет разительным. В России поражение в суде от госкорпорации, в США — инвестиции в миллиард.