ОПЕК+ и ОАЭ продолжают переговоры относительно увеличения квот на добычу нефти
Арабские Эмираты согласны поддержать продление общей договоренности об ограничении добычи нефти лишь в обмен на увеличение их собственных квот
Читать на полной версииАрабские Эмираты и ОПЕК+ пока все-таки не договорились, но переговоры еще идут. Об этом сообщило Bloomberg со ссылкой на заявление ОАЭ.
Ранее Bloomberg, а также Reuters со ссылкой на свои источники сообщали, что Эмираты и остальной картель достигли соглашения по сделке. И после этих новостей цены на нефть резко пошли вверх. Переговоры тянутся с начала июля. ОПЕК+ планировали увеличить добычу нефти, но до сих пор договориться не смогли.
Суть противостояния в том, что Арабские Эмираты пытаются добиться более выгодных соглашений, требуя увеличить для себя квоту на добычу нефти. Против этого выступила Саудовская Аравия, хотя ранее эти страны обычно действовали сообща.
Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович.
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «В прошлом действительно считалось, что Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты постоянно действуют заодно в вопросах нефтяной стратегии, в вопросах внешней политики, многие даже считали, что то, что делали Арабские Эмираты, срывая новый формат самой последней сделки ОПЕК+, было связано с тайными желаниями Саудовской Аравии то ли заставить Россию дольше оставаться под ограничениями, которые накладываются ОПЕК+, то ли обязательствами перед американскими нефтяниками, которым выгодно, чтобы ОПЕК+ не наращивал добычу и, соответственно, цены были выше. Но я не исключаю, что все-таки, действительно, на каком-то этапе позиции Эмиратов и саудитов могли разойтись. Эмираты — игрок амбициозный, и даже видно это по внешней политике, посмотрите, как они по Йемену в итоге ведут собственную стратегию. Они предлагают свой сорт нефти, который хотят сделать эталонным, новым таким бенчмарком. А для того чтобы это сделать, им необходимо масштабно увеличить добычу нефти. Вот они и захотели себе дополнительных льгот, то есть около 700 тысяч дополнительных баррелей в сутки чтобы им разрешили добывать. Не исключаю, что в итоге они получат если не полную часть по запросу, то хотя бы часть. Оптимально было бы для России, чтобы цены росли и масштаб производства нефти у нас также увеличивался или хотя бы не уменьшался. Но тут приходится, что называется, выбирать меньшее из зол. В свое время мы пошли на соглашение ОПЕК+, считая, что это действительно меньшее из зол и лучше сократить добычу немного для того, чтобы поднять цены. От роста цен у нас преимущественно выигрывал бюджет, в меньшей степени компании, так устроена налоговая система, точно так же, как при резком падении цен на нефть, прежде всего страдает бюджет, а не компании. Вот у нас такая налоговая система существует. Так что для страны в целом, для любого человека, который живет в России, разумеется, рост цен на нефть означает дополнительный доход в бюджет и в конечном счете дополнительные деньги в кармане каждого гражданина России. Почему в принципе растут сейчас цены? Я думаю, здесь несколько есть основных причин, помимо разборок внутри ОПЕК+. Есть же все-таки и фактор того, что очень многие страны успешно проводят вакцинацию в мире, это означает, что скоро наступит возможность восстановить гражданское авиасообщение, а это около 10% мирового потребления нефти».
Соглашение о сокращении добычи страны ОПЕК+ заключили более года назад, после обвала нефтяных цен. Основное бремя сокращения производства на себя взяли Россия и Саудовская Аравия. Это помогло стабилизировать мировые цены на сырье.
О том, как спустя прошедшее время стоит оценивать результаты той сделки для России, рассуждает независимый эксперт Дмитрий Лютягин.
Дмитрий Лютягин независимый эксперт «На 2020 год относительно, скажем, 2019-го мы потеряли в добыче 8,6%, или 350 млн баррелей добычи нефти. И это составляет порядка 14,7 млрд или 15 млрд долларов в выручке, которую мы недополучили в 2020 году именно благодаря тому, что себя сократили. Но при этом, хочу отметить, что если бы мы не вошли вот в эту сделку ОПЕК+ и продолжили добывать тот объем, который мы всегда добываем, там порядка 560 млн тонн нефти по году, то мы бы заработали где-то 144 млрд выручки за 2020 год. С учетом того, что мы вошли в сделку ОПЕК+ и цена нефти, соответственно, выросла от тех значений, которых она достигла в первом-втором кварталах, то мы, наоборот, получили здесь большую выгоду и смогли по году показать выручку по нефтегазовому сектору на 225 млрд долларов именно того, что мы смогли добывать, хотя и добывали меньше на 350 млн баррелей нефти. Это прямая выгода, то есть мы, по сути дела, смогли увеличить выручку от сделки с ОПЕК+ на 80 млрд долларов, ну и 56% относительно того, если бы мы туда не вошли. Поэтому все, что связано с этой сделкой, которая длится с 2020 года и, я думаю, будет еще продолжаться до 2022 года включительно, — это позитивный фактор для российской экономики. Потому что он означает то, что мы даже при более низком базисе добычи имеем лучшую маржинальность этой добычи, потому что цены на нефть благодаря такому искусственному ограничению предложения на рынок растут».
Ожесточенные споры между Эмиратами и саудитами вызвал вопрос продления соглашения на текущих условиях до конца следующего года. ОАЭ готовы на это согласиться лишь при условии, что для них будет увеличен базовый уровень добычи.