В школах введут обязательные уроки финансовой грамотности
Об этом сообщил ЦБ. Учить детей экономическим основам начнут со следующего года. Программа пока не очень ясна. Что было бы полезно знать школьникам об экономике?
Читать на полной версииПреподавание финансовой грамотности станет в школах обязательным. Об этом сообщил Банк России. Чему будут учить на таких уроках, пока не очень понятно. Судя по комментариям ЦБ, речь идет о безопасных операциях через интернет, о том, как складываются цены на товары и услуги.
Начнут учить с первого класса, закончат в девятом. Самым старшим школьникам будут рассказывать о рисках предпринимательства. И можно предположить, что еще было бы полезно знать школьникам. Как минимум базу:
- что такое инфляция и в каких пределах она нормальная;
- чем стагнация отличается от стагфляции (с которыми, кстати, Россия очень хорошо знакома);
- почему растут цены;
- как устроен рынок акций;
- почему нельзя напечатать много денег и раздать их населению (хотя нынешние времена показали, что сделать это можно, вот только последствия для некоторых стран печальные).
- что такое финансовые пирамиды и чем они опасны.
Казалось бы, об этом ребенку может рассказать любой родитель, который жил в 90-х годах. Но пирамиды существуют и сейчас, и люди по-прежнему теряют деньги. Комментирует президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган:
Преподавать финансовую грамотность школьникам будут математики (видимо, потому что они лучше всех умеют считать), обществоведы и географы.
Отдельный вопрос — по каким учебникам? Есть один из самых популярных трудов нобелевского лауреата Пола Самуэльсона — «Экономика: вводный анализ», а также учебник «Экономикс», который с 60-х годов выдержал больше 20 переизданий. Кстати, не знаю, как сейчас, но раньше студенты гуманитарных вузов учили загадочную для них экономику именно по этой книге. Наконец, предстоит сначала научить самих учителей, говорит учитель математики, почетный работник образования РФ Дмитрий Гущин.
Дмитрий Гущин учитель математики, почетный работник образования РФ «Учитель математики, может, и был бы рад рассказать ученикам про разницу между дифференцированными платежами по кредиту и аннуитетной схемой погашения такого кредита. Но прежде всего он должен откуда-то это узнать. Сейчас в той ситуации, которая сложилась, я знаю, по сути, только одну такую подробную работу по финансовой математике — мою собственную. Одно дело декларировать цель: давайте расскажем школьникам о финансовой математике. А другое дело — разработать конкретное содержание: кто, когда, в каких классах, сколько часов и так далее».
Наверное, очень важно, чтобы финансовую грамотность школьникам преподавали еще и без отрыва от реальности. Например, если бы урок проходил прямо сейчас, стоило бы рассказать об уровне кредитной просрочки в России и вообще о том, как нужно правильно относиться к своим обязательствам. Понимать, что кредитные деньги очень приятно тратить, а вот отдавать — не очень, потому что банку нужно вернуть не только тело долга, но и проценты. И чем больше срок — тем больше процентов. В конце концов, тщательно подсчитать, сколько останется после расчета с банком. Можно привести еще один недавний пример, когда женщина рассказала на прямой линии президенту, что у нее зарплата 12 тысяч рублей, а после уплаты долга банку остается полторы, и попросила Владимира Путина решить вопрос с кредитами. Обстоятельства, конечно, бывают разные. Но точно нужно объяснять школьникам чуть ли не в первую очередь: финансовые проблемы за них в жизни никто решать не будет.