Мамут через суд добился для своей компании смягчения условий кредита
Речь идет о сети магазинов игрушек Hamleys и ее обязательствах перед банком «Траст». Суд принял сторону миллиардера ввиду ограничительных мер, действовавших из-за пандемии. Стоит ли ждать вала аналогичных исков?
Читать на полной версииМиллиардер Александр Мамут выиграл второй суд у банка «Траст», сумев с выгодой для себя изменить условия по кредиту в 2,5 млрд рублей. Основанием стала пандемия и антиковидные ограничения 2020 года, сообщает РБК.
Александру Мамуту в том числе принадлежит сеть магазинов игрушек Hamleys. Она должна банку «Траст» 2,5 млрд долларов. И в среду бизнесмен, который лично подал иск, выиграл второй суд с банком. Он потребовал изменить условия договора. Во время прошлогодней пандемии детские магазины были сначала закрыты, потом власти ввели строгие санитарные требования, из-за этого компании стало сложно обслуживать свой долг. И Мамуту удалось добиться не только реструктуризации кредита, но и снижения ставки — до половины от ключевой, то есть меньше 3% (была 7,5%).
Это решение важно тем, что сейчас и другие бизнесмены явно пойдут, а кто-то уже пошел в суды и будут пытаться изменить условия договоров со своими контрагентами. И этого действительно можно добиться, если доказать суду, что компания сильно пострадала, говорит председатель московской коллегии адвокатов «Фокин и партнеры» Владимир Фокин.
Владимир Фокин председатель московской коллегии адвокатов «Фокин и партнеры» «Должник должен доказать свою позицию. Для этого, во-первых, он должен обратиться до суда к своему кредитору [с просьбой] об изменении условий договора и обосновать это. То есть не просто так: вы знаете, мы платили вам 10% годовых по кредиту, что-то мы подумали и решили, что это много, давайте-ка мы вам 1% заплатим. Нет. Скорее всего, придется привести экономический расчет, заключение экспертов-экономистов, заключение аудиторов по компании о том, что компания при нынешней выручке, при нынешних тенденциях больше, например, 2% вместо 10% по этому кредиту не вытянет и уйдет в банкротство».
О том, что в России может быть вал таких исков, юристы, в том числе в эфире Business FM, говорили еще в прошлом году, когда пандемия только началась. Власти ввели режим нерабочих дней, и остро встал вопрос, можно ли считать пандемию и локдаун форс-мажором. И можно ли на этом основании не платить аренду, не обслуживать кредит, не платить штрафы своим партнерам из-за сорванных поставок и так далее. Потом Россия из карантина вышла, и вроде бы острота исчезла. Но сейчас на фоне новых волн ковида бизнесмены снова задумываются о том, чтобы отменить свои обязательства или облегчить условия договоров. Но в случае выигрыша одной стороны потеряет в деньгах другая, отмечает председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.
В случае же с Мамутом есть еще два интересных обстоятельства. Он выиграл у «Траста», который когда-то был на санации у «Открытия», а среди его совладельцев раньше был и сам Мамут. То есть бизнесмен победил в суде свой бывший банк. Второй момент отметил сам «Траст». Там, как пишет Forbes, назвали случай опасным прецедентом и заявили, что сеть магазинов детских игрушек перестала погашать кредит еще в 2017 году, а банк и раньше шел на уступки. А еще, по данным кредитора, показатели Hamleys за прошлый год почти совпадают с показателями за 2019-й и 2018-й. То есть с пандемией неплатежеспособность заемщика никак не связана. Он просто не платил. И, возможно, банк действительно прав. И, возможно, кто-то будет выигрывать суды, не имея на то справедливых оснований. Но пандемия вообще окончательно доказала, что справедливости в мире нет.