Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании 225-летия Александра Пушкина в 2024 году. Ранее в ходе прямой линии президент объявил о специальной программе по популяризации культурных мероприятий среди молодежи. Она будет называться «Пушкинская карта».

Предполагается, что каждому участнику программы будет подарена «Пушкинская карта» номиналом пять тысяч рублей на календарный год. В 2021 году в пилотном варианте эта сумма составит три тысячи рублей. Эти деньги молодые люди от 14 до 22 лет смогут потратить на билеты в федеральные, региональные и частные учреждения культуры.

Директор Государственного музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева
считает такую идею устаревшей и не думает, что такая программа привлечет молодежь в музеи.

— Задача учреждения культуры — дотягивать публику до своего уровня, не опускаться до нее. Это нам кажется, что молодежи понравится. Молодежь-то никто не спросил. Мы проводили исследования, что конкретно надо сделать, чтобы молодежь пошла в музеи. Попытки выйти на историю, связанную с привлечением молодежи, заканчивается выходом в TikTok в лучшем случае. Здесь нужен более серьезный, фундаментальный подход, надо работать с ними непосредственно. Предлагать им новые инструменты, в том числе «Пушкинские карты», [неэффективно]. Александр Пушкин — мой любимый поэт, но хватит тягать его светлое имя вправо и влево.

— Появление карты и такого названия может исказить представление молодежи о Пушкине. Не будут ли дети в первую очередь думать о карте, а потом уже о поэте?

— Периодически вытаскивают его имя. Он был многогранным человеком: и в музеи ходил, и в карты играл, и книги писал. Понимаю, если бы «Пушкинская карта», например, работала в музеях или на программах, которые связаны с чтением стихов, изучением его творчества. А назвать карту «Пушкинской», потому что Пушкин написал пару стихотворений по поводу картины Рафаэля, непродуманно. Три тысячи рублей при билете в 500 рублей — это шесть походов в год.

В случае с театрами, особенно с московскими, 3три тысячи рублей — очень скромная сумма. Вряд ли можно рассчитывать, что такая программа привлечет детей в театры, говорят эксперты. Вырабатывать привычку ходить в музеи надо гораздо раньше, чем с 14 лет, как заявлено в программе «Пушкинская карта», полагает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Ольга Свиблова директор Мультимедиа Арт Музея «Когда я училась в школе, школы приводили людей в музеи, это реально работает. Ребенок с детства должен привыкать к тому, что культура интересна. Культуру нельзя насаждать, ею можно делиться. Дети до 16 лет ходят в музеи бесплатно. В России учителя перегружены и не ходят в музеи. Было бы замечательно, если бы пропаганда среди учителей о том, что в музеях происходят чудесные, интересные события, была больше, тогда детей на автобусах можно возить в музеи. Дети в Европе, во Франции например, начинают [ходить в музеи] с детского сада. Приходите в Центр Помпиду, а там сидят детки на полу и срисовывают, например, картину Матисса».

Планируется, что воспользоваться «Пушкинской картой» можно будет с сентября-декабря 2021 года и в 2022 году.