История одного провала: что не так с рекламой от «Вкусвилла»
Сеть супермаркетов сначала разместила, а потом удалила публикацию о матриархальной семье. Теперь ими недовольны и сторонники, и противники ЛГБТ. Почему владельцы компании приняли именно такое решение?
Читать на полной версии«Сеть супермаркетов «Вкусвилл» стала первым российским крупным брендом, который использовал в своей коммуникации тему ЛГБТ в позитивном свете» — заголовки примерно такого содержания стали появляться в ряде телеграм-каналов и СМИ после того, как «Вкусвилл» разместил на своем сайте рассказы о том, как и чем живут семьи его постоянных клиентов. Одна из таких семей состоит исключительно из женщин. Мама и две дочери, одна из которых в постоянных отношениях с девушкой. Фото семьи прилагались.
Публикация вызвала восторг у одной части общества и гнев у другой. Героиням репортажа и торговой сети начали угрожать. История на этом могла бы и закончиться, но руководство «Вкусвилла» вдруг опубликовало пост с извинениями прямо на месте той самой статьи. То есть историю ЛГБТ-семьи «Вкусвилл» удалил, признал предыдущий пост ошибкой, обвинил в ней некомпетентных сотрудников и извинился перед теми, чьи чувства задела публикация о матриархальной семье.
Реакция не заставила себя ждать. Сеть тут же обвинили в трусости, в том, что «Вкусвилл» предал свои идеалы и не выдержал и пары дней того нажима, под которым представители ЛГБТ-сообщества живут всю жизнь.
И возникает вопрос: а оно того стоило? Ведь бойкоты в России не работают. И если бы «Вкусвилл» не удалял пост, тема ушла бы из повестки за неделю максимум. При этом те, кому не понравилось удаление публикации, могут оказаться более принципиальными, и часть лояльной аудитории сеть все-таки может потерять. «Вкусвилл» теперь не любят ни те ни другие. Комментирует генеральный директор агентства Pichesky Николай Степанов:
Николай Степанов генеральный директор агентства Pichesky «Тут весь вопрос в цепочке принятия решений. Понятно, что часто посты в социальных сетях или статьи в социальных сетях согласуются одной группой людей в компании. Если бы даже предыдущий пост дошел до утверждения другого уровня компании, то он бы мог в принципе не выйти, даже тот первый».
Если не вступать в дискуссию о свободе, ценностях и идеалах, а говорить о бизнесе здесь и сейчас, очевидно, что для него в России сегодня было бы лучше не писать этот пост вообще. Еще раз оговоримся — речь только о бизнесе. Однако коммерческий директор iConText Group, консультант по рекламному бизнесу Анна Караулова добавляет, что для объективной оценки ситуации очень важно видеть проблему изнутри:
— Для «Вкусвилла» в этом контексте я не вижу больших данных. Они, скорее всего, видят. Исходя из больших данных можно принять решение, но я не компетентна говорить им, как правильно действовать в этой ситуации.
— Видимо, раз они приняли такое решение, то, значит, по их данным…
— По их мнению, оно верное, да.
Но нельзя полностью исключать и еще один фактор. Ведь в России есть кое-что поважнее больших данных. Например, большие люди, которые иногда могут брать свои большие телефоны, звонить собственникам бизнеса и давать свои маленькие советы.