В регионах наблюдаются сбои в доплатах медикам за работу в условиях эпидемии
Медработники несут основную нагрузку и риски во время эпидемии, но далеко не всегда их труд достойно оплачивается, даже несмотря на постановления правительства о ковидных доплатах
Читать на полной версииСегодня в ходе заседания президиума Координационного совета по борьбе с коронавирусом премьер-министр Михаил Мишустин потребовал поддерживать на должном уровне запасы вакцин в регионах.
Глава Минпромторга Денис Мантуров на это ответил, что в министерстве не видят рисков нехватки лекарств от COVID-19. Запасы вакцин, по его словам, тоже есть.
Между тем, медики в регионах пожаловались на невыплату ковидных. В редакцию Business FM обратились медработники сразу из нескольких российских областей. По их словам, местные органы здравоохранения решили выплачивать компенсации только за контакт с больными с подтвержденным диагнозом коронавируса. Однако это расходится с тем, что постановило правительство России. Почему же врачи не видят положенных выплат?
Согласно постановлению правительства от 30 октября прошлого года, выплаты медработникам должны рассчитываться по числу нормативных смен. Независимо от того, был подтвержден ковид у пациента или нет. Но почему-то эта схема работает не везде. Например, в Липецкой области считают не количество смен, а сколько подтвержденных диагнозов было у пациентов того или иного врача или фельдшера, рассказала нам фельдшер скорой помощи из Липецка Наталья:
«Мы получаем за реестрового больного. Если человек именно занесен в этот реестр, имеет эпидномер. И ПЦР — не позднее 14 дней. Мы работаем просто круглосуточно. Не снимая эти костюмы. Температура, пневмония, ОРВИ, коронавирусная инфекция, подтвержденная, не подтвержденная, подозрение. А платят нам — чисто только за реестр. Мы сами ходим, сами ищем этих больных. Мы сами обзваниваем этих больных! Был ли внесен в реестр, пришел ли вам ПЦР? Извините, пожалуйста, почему я должна заниматься этой проблемой? Я приехала, оказала помощь. Вот моя задача. А не выискивать, не искать. А нам сказали прямо: «хотите денег — ищите себе реестровых больных». У нас есть люди, которые вообще не получают. Ни за одну смену. А максимальная выплата — 6300!»
При этом фельдшер скорой, коей является Наталья, должен получать 1215 рублей только за одну нормативную смену. Учитывая ее график работы, сумма в итоге должна получиться десятикратно больше. У врача скорой это 2430 рублей за смену, младший медперсонал — 950 рублей. В стационарах выплаты больше: врачам — 3880 рублей, медсестрам 2430, санитаркам 1215 за одну смену. При этом в постановлении правительства не сказано, что расчет ведется за пациента, занесенного в реестр. В Воронеже тоже считают только контакты с больным с подтвержденным ковидом, рассказала Business FM врач скорой помощи из Воронежа Мария:
«Платят не за риск, хотя мы ездим, заходим к людям, у которых нет ПЦР, а за время, которое провели с ковидным больным. Это актуально для стационара, но мы работаем 24 часа в сутки, перерывов нет, мы заходим к температурящим больным, которые могут быть потенциальными больными коронавирусом, за это нам не платят. Заплатят за больного с ковидом. Мы ходим к людям, не обследуем лежачих больных. Поликлиника говорит: «Вам хуже — вызывайте скорую». Все скидывается на скорую помощь. Получается, за месяц может быть один-два случая, когда я посещаю больного с коронавирусом. Мы привозим в ковидный госпиталь пациентов с пневмонией, заходим в приемное отделение, где находятся люди с положительным ковидом, мы рискуем».
При этом компенсации идут из федерального бюджета, деньги направляются, но медики почему-то получают не все. Первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко считает, что выплаты будут, только позже:
Николай Прохоренко первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением «Мне кажется, это вопросы взаимоотношения региона и федерального центра. Может быть, отчеты не полностью поданы. Может быть, они со сроками нарушены. Может быть, что-то еще произошло. То есть, речь идет о каком-то, может быть, временном кассовом разрыве. Они сначала доказывают, что их объем — больше, чем запланированный, предположим. Потом идет процедура принятия решения об увеличении этих денег этому региону. Потом эти деньги поступают. А в этот промежуток, пока все это решается — вероятно, люди, которые должны получить дополнительные выплаты, — ну они их и получают. У нас очень неповоротливые механизмы в решении этих вопросов».
Однако сам алгоритм выплат должен быть одинаков для всех, но региональные власти устанавливают свои правила. Неужели опять придется медикам обращаться к президенту? В мае Владимир Путин уже раскритиковал методику расчетов. Он сказал, что деньги должны быть выплачены за работу с ковидными больными, а не за какие-то часы и минуты. Тогда на поминутные доплаты пожаловались мурманские сотрудники скорой. Водители и фельдшеры опубликовали в интернете зарплатные ведомости. Там суммы доплат были до смешного малы — 137 и 229 рублей в месяц.