C 28 июня московские рестораны должны пускать посетителей только по QR-коду вакцинированного либо по отрицательному ПЦР-тесту. В первый день работы ресторанов по новым правилам корреспонденты Business FM обошли несколько заведений в самом центре столицы. Общий итог наблюдений: в залах, куда можно зайти только по QR-коду, практически никого не было. На верандах люди были, но тоже не так много. В одном ресторане сотруднику редакции поверили на слово, что есть код, и разрешили зайти внутрь. Но в большинстве заведений все-таки новые правила соблюдают очень строго. Гости реагировали по-разному. Кто-то вел себя довольно агрессивно. Но, например, основательница экологичной сети кофеен FL/P и кофеен Double B Анна Цфасман вспоминает, как клиенты в прошлом году реагировали на требование носить маски. И сейчас, по ее словам, посетители ведут себя миролюбивее:

Анна Цфасман основательница сети кофеен FL/P и кофеен Double B «Нас не стали закрывать, не стали объявлять локдаун, мы вынуждены работать в каких-то не очень понятных ограничениях. И эти ограничения, к сожалению, непонятны не только нам, но и гостям. Но пока все миролюбиво. Когда ввели маски, гости бросались в агрессию с кулаками и так далее. Пока мы случаев агрессии не наблюдали, но гости очень недовольны».

В понедельник с разъяснениями выступил глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. И, в частности, сообщил, что гости, пришедшие посидеть на летних верандах, где пока не требуется QR-код, имеют право зайти внутрь для того, чтобы помыть руки. Но для этого придется соблюсти меры предосторожности и, в частности, надеть маску. А еще на лентах информагентств сначала появились сообщения, что столичные рестораторы готовы компенсировать своим клиентам затраты на ПЦР-тесты. Потом, правда, выяснилось, что речь идет лишь об одном рестораторе — Александре Раппопорте. И для большинства заведений смысла в такой компенсации нет. Стоимость одного теста может быть выше, чем средний чек в ресторане, говорит омбудсмен ресторанного рынка Москвы и основатель ресторана «Мясо и рыба» Сергей Миронов:

— Как это осуществить? Тест стоит 2500 рублей. Это как? Гость меньше оставляет в ресторане. Как он может оплачивать ПЦР-тест физически, интересно, если это стоимость больше, чем счет у гостя?

— А у многих ли заведений, как вы думаете, есть некая такая подушка, которой компенсировать и зарплату сотрудникам, и так далее?

— Вы знаете, после прошлого локдауна у людей не то что подушек, у них наволочек даже от этих подушек не осталось — у них одни долги.

Но в целом в правительстве столицы похвалили рестораторов за то, что они ответственно соблюдают требования. Этот вывод власти мегаполиса сделали по итогам проверки ряда заведений. По понедельнику, наверное, все-таки судить рано, основной наплыв посетителей будет ближе к выходным. Но даже за один день большинство из опрошенных предпринимателей отметили резкое падение выручки. Управляющий партнер «Остерия Итальянцы» Алексей Белоусов рассказал, что она сократилась наполовину. Впрочем, бизнес к этому был готов и надеется, что в скором времени клиентов с кодами будет все больше.

Алексей Белоусов управляющий партнер «Остерия Итальянцы» «Спад на целых 50% — об этом можно смело говорить. Единственное, что нас выручает, — это летняя веранда. Мы были готовы к этому оттоку, к падению выручки, к падению, соответственно, прибыли, и это ожидаемо. Тут спад не то чтобы системный: он обусловлен неготовностью граждан так сразу и резко переходить к этим обязательным условиям. Но, знаете, захочется попить кофе, захочется скушать салат, какой-то выпить коктейль — я думаю, что гости будут получать QR-коды».

Еще из наблюдений и сообщений владельцев заведений: не все в первый день работы по новым правилам открылись. Кто-то не успел подготовиться, кто-то, вероятно, решил переждать и посмотреть, как будет работать система. Но те, кто открылись, вполне освоились, QR-коды сканируются обычной камерой смартфона или с помощью приложения, а затем посетителей просят показать паспорт, чтобы доказать, что коды действительно принадлежат им. Кофейням проще, их клиенты часто берут кофе навынос. Точно так же, как и посетители фастфудов. И еще из новой реальности: зайти в столичный ресторан быстрого питания не для того, чтобы поесть, а лишь воспользоваться уборной, без кода теперь нельзя.