Обновлено в 21.05

С 1 июня в России запущен первый этап обязательной маркировки молочной продукции, который предусматривает регистрацию и учет мороженого и сыра.

От обязательной маркировки неожиданно пострадал ресторанный бизнес основателя и управляющего сети «Теремок» Михаила Гончарова. В его блюдах используется сыр, который с 1 июня тоже нужно обязательно маркировать. Даже тот порционный, который в ресторанах прилагается к блинчикам.

Михаил Гончаров основатель и управляющий сети «Теремок» «Мы покупаем блоки сыра, мы их натираем и мелкими порциями рассылаем по ресторанам. В новой системе у нас два варианта: либо мы должны теперь сыр где-то закупить тертый, либо второй вариант — показывает абсурдность этой системы: мы берем эти головки, натираем сыр, а дальше мы на каждую мелкую пачку должны наклеить код Data Matrix и сопроводить отгрузку, в какой ресторан, какой пакетик мы отгрузили. Когда вы в ресторане получите блинчик с сыром, вы можете этот код Data Matrix взять и посмотреть, когда мы натерли и на какой машине, во сколько везли и кто был водитель».

Data Matrix — это квадрат с белыми и черными пикселями, похож на QR-код. Он наносится на упаковку тремя способами — в типографии, где печатается упаковка, на производстве, где выпускается продукция, а можно приклеить его вручную. Компании заказывают коды на каждый экземпляр продукции. Отвечает за выдачу этих знаков оператор проекта — Центр развития перспективных технологий. Это совместное предприятие холдинга USM Алишера Усманова и госкорпорации «Ростех».

В первый день действия новых правил, 1 июня, у молочных предприятий возникли сложности. Они не могли получить коды. Висла система, сообщали сыровары из Псковской области, с Урала и Сахалина. О неполадках заявил и финский производитель «Валио». Позже предприятия сообщили, что ситуация нормализовалась.

Но мировой гигант Unilever — владелец российского бренда мороженого «Инмарко» — еще в конце мая собирался приостановить свое производство на десять дней. Временно прекратила выпускать сыры молочная компания «Лосево» из Ленинградской области.

Впрочем, компании могут быть сами виноваты в ажиотаже. Два с половиной года маркировка была добровольной, комментирует замгендиректора Центра развития перспективных технологий — оператора проекта, Реваз Юсупов:

Реваз Юсупов замгендиректора Центра развития перспективных технологий «На первых этапах, как и любой новый процесс, я допускаю, конечно, что у компаний могут возникнуть сложности. Но ровно для этого процесс всегда вначале очень долго проходит в добровольном режиме, чтобы никаких санкций не было, чтобы любое неточное нанесение, или какой-то не такой ввод информации в систему, ни к каким последствиям негативным не приводило, никак не сказывалось на движении продукции. Естественно, для этого и проводятся два с половиной года эксперимента, когда мы говорим про мороженое и сыр, когда компании учатся».

Изначально обязательная маркировка появилась на дорогих меховых изделиях и должна была стать защитой от подделок и контрафакта. Но продукты если и подделывают, то редко, отмечает председатель оргкомитета Союза сыроваров России, владелец Истринской сыроварни Олег Сирота. По его словам, маркировка — это лишние траты для производителей и, как следствие, рост себестоимости.

Олег Сирота председатель оргкомитета Союза сыроваров России, владелец Истринской сыроварни «Проблема с маркировкой в том, что нужно на каждую банку вбить в систему либо ручным способом отсканировать каждую этикетку, как это обычно происходит на небольших фермерских хозяйствах, либо купить автоматизированную линию, либо в нее добавить, чтобы это автоматически заносилось в базу. И это оборудование достаточно дорогое. И плюс еще проблема в нашей стране, что у нас многие линии реально старые, и в них очень сложно или практически невозможно добавить вот эти сегменты, которые будут ее считывать».

Каждый код стоит 50 копеек. Это значит, что на прилавках продукция может подорожать на несколько рублей, предполагает Олег Сирота. Для сыра — некритично, потому что он и так недешево стоит. Но для молока это существенный рост. Согласно постановлению правительства, в сентябре маркировка станет обязательной уже и для него. Пока для молока с длительным сроком хранения, а с декабря — для всего остального молока и производной продукции. Это будет еще одна проверка на прочность.
.