Грузопассажирские рейсы есть, разрешения на туризм — нет
Ростуризм уведомил туроператоров о возможном аннулировании полетов грузопассажирских рейсов в страны, с которыми еще не возобновили постоянное авиасообщение. Такие рейсы предназначены для пассажиров из определенных категорий. Некоторые же туроператоры продают туры всем желающим
Читать на полной версииРостуризм предупредил туроператоров о возможном аннулировании допусков авиакомпаний в страны, с которыми не возобновлено регулярное авиасообщение, а следовательно, отсутствует разрешение на отправку групповых туристов, передает «Коммерсантъ».
C подобным предостережением к перевозчикам 5 июня обратилась Росавиация. Ведомство напомнило, что оформление билетов туристам на грузопассажирские рейсы за границу «возможно только при наличии решения оперштаба и разрешения авиавластей иностранных государств».
Однако в отсутствие разрешения туроператоры нашли лазейки для продажи туров. Речь идет о предложениях на Кипр и в Тунис, с которыми есть грузопассажирские рейсы, но нет разрешения оперштаба на туристические поездки. Ситуацию прокомментировал генеральный директор Space Travel Артур Мурадян:
— Первичными источниками возникшей проблемы стали авиакомпании, которые получали грузопассажирские рейсы, а фактически под чисто туристические цели. На регистрации и во время покупки билета никто сильно не заботился о том, чтобы понять, имеет турист статус человека, который может выехать и въехать в ту страну не с целью туризма, или нет. Это была правовая лазейка. Ряд туроператоров воздерживался от продажи таких билетов, пытаясь соблюдать букву закона, но как раз крупные игроки все больше и больше стали разворачиваться и ставить такие рейсы со своими авиакомпаниями, имея допуски. Здесь стоит винить Росавиацию, которая [сквозь пальцы] смотрела на происходящее, и ряд авиакомпаний, аффилированных с крупными операторами. В частности, авиакомпания «Россия» пользовалась возможностью грузить рейсы из разных регионов, де-факто имея статус именно грузопассажирский, хотя эти билеты даже не продавались отдельно, а только в рамках пакетных туров.
— Такие туры пользовались спросом?
— Поскольку в России из регулярных стран 70% не открыты для граждан, не имеют разрешения оперштаба, а в остальных, например в Египте, Эмиратах, сейчас не сезон, соответственно, летние направления — Греция, Кипр, Хорватия, Черногория, куда тоже летали грузопассажирские самолеты, — все были в полулегальном статусе, как выяснилось.
Ростуризм в обращении к туроператорам отмечает, что в случае аннуляции допусков либо отмены рейсов они несут ответственность перед туристами. Не все туроператоры предупреждают своих клиентов о таких возможных рисках. Вот что рассказала Business FM туристка из Екатеринбурга Лилия, которая в минувшие выходные должна была лететь на Кипр:
— Вопрос стоял, когда мы общались с турагентом на тему того, какое местоположение на Кипре нас интересует больше, и дальше уже из того, что было, мы выбрали Pegas Touristik с рейсом авиакомпании Nord Wind. Я не туроператор, поэтому для меня эта история новая. Когда покупаю тур, мысли только об отпуске, я не думаю о том, какие трудности могут возникнуть. Я не знала даже о том, что есть проблемы с перевозом туристов на Кипр. Вылет должен был состояться из Екатеринбурга в 5:50, перед этим примерно в 23:30 турагент звонит и сообщает о том, что рейс отменили. Когда уже начали выяснять, поняли, что у Nord Wind было не много шансов вылететь. Нам туроператор Pegas Touristik не отказывает в возврате денежных средств. Сейчас мы, конечно, попытаемся для верности через «Библио-глобус» полететь, но думаем, стоит ли рисковать второй раз.
— Тоже Кипр рассматриваете?
— Мы думали о переносе денежных средств, но Египет нас не устраивает по трансферу, в Объединенных Арабских Эмиратах очень жарко сейчас с детьми.
— Сколько стоил тур?
— На всю семью (два взрослых, ребенок трех лет и ребенок-инфант) — 150 тысяч рублей.
Грузопассажирские рейсы предназначены для перевозки только определенных категорий пассажиров, в частности иностранных граждан, тех, кто возвращаются на родину, воссоединяются с семьей, летят для лечения или работы, напоминает Росавиация.
Эксперт туристического рынка сказал радиостанции, что никто не требует подтверждения обоснованности полета при покупке билета. На рынке сложилась странная ситуация: билеты на грузопассажирские рейсы продаются свободно, туристы могут их купить, но туроператорам теперь нельзя, сказала газете «Коммерсантъ» представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. В то же время у частного покупателя билета на грузопассажирский рейс, который имеет право на перелет, нет 100-процентной гарантии вылета. Вот что говорит москвичка Ольга, у которой на Кипре недвижимость:
— Мы брали билеты в Ларнаку из Москвы с пересадкой в Нижнем Новгороде в авиакомпании Nord Wind. Отменили. Пытаемся связаться — ничего. Там автоответчик стоит: время ожидания больше 15 минут, воспользуйтесь обратной связью на сайте.
— Сколько стоят билеты в одну сторону?
— Недорого, и то потому, что я покупала билеты 29 мая. Чем ближе к дате вылета, тем дороже или их уже нет. У нас получилось 30 тысяч рублей на двоих в один конец. Сейчас мы взяли Ural Airlines за 60 тысяч рублей на 8 июня. ПЦР-тесты бесконечно сдаешь, мы сейчас их сдали, если завтра не улетим, они пропадут. На двоих 3 тысячи рублей, туда прилетаешь — еще 30 евро за ПЦР-тест в аэропорту. В Россию прилетаешь и сдаешь два ПЦР-теста.
Тем временем туры, в частности на Кипр, продолжают продавать. Business FM позвонила под видом клиента в «Библио-глобус». Там говорят, что можно купить путевку на чартер Red Wings с вылетом в ближайшие дни. На уточняющий вопрос о заявлениях Росавиации и Ростуризма сказали, что это не комментируют.