Вода по правилам и без
Какие главные изменения в нормативах питьевой воды и питьевого водоснабжения содержатся в новых санитарно-эпидемиологических требованиях?
Читать на полной версииНедавно в России вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические требования — к содержанию территорий городских и сельских поселений, к атмосферному воздуху, к эксплуатации производственных и общественных помещений и много к чему еще, в том числе к питьевой воде и питьевому водоснабжению.
Стоит вспомнить, что в октябре 2018 года в стране была принята государственная программа «Чистая вода», в паспорте которой указано, что к 2024 году доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой, должна вырасти до 90,8%. Для этого планируется модернизировать водопроводные сети, подключать к ним все больше домов, строить новые очистные сооружения и так далее.
Правда, верящих в то, что указанных показателей удастся достичь, немного. По оценкам Роспотребнадзора, сегодня более 12,6 млн россиян получают некачественную воду, а 14,6% источников водоснабжения не отвечают требованиям безопасности — и это официальные данные, которые обычно куда ниже реальных. Как подсчитал ВЦИОМ, минимум 16% жителей России пьют только бутилированную воду, и настоящие народные бунты против нехватки и качества воды стали повсеместными.
С другой стороны, нельзя не признать, что вода — ресурс, которым россияне избалованы. До недавних пор текущий кран вызывал разве что раздражение, но не более, и даже после установки водосчетчиков вопрос экономии не встает так остро, как, например, в Европе, где тарифы на воду выше в несколько раз.
Вряд ли новый документ, подписанный главным санитарным врачом РФ Анной Поповой, способен кардинально поменять расклад, но саму структуру правил он точно изменил, отмечают эксперты. Раньше были отдельные СанПиНы на каждый вид воды и каждый вид ее загрязнения: на горячую воду, на холодную, техническую, на воду в бассейнах и аквапарках и так далее. Теперь же есть единый СанПиН по окружающей среде, который включает в себя нормативы по качеству не только воды, но и воздуха, и почвы. И это основное структурное изменение, которое, как подчеркивает технолог компании «Барьер» Мария Кулешова, привело и к определенным содержательным изменениям: расширился список микробиологических показателей, которые должны контролироваться, и список химических компонентов, по которым отслеживается качество воды, ужесточились требования по тяжелым металлам — ПДК по никелю, свинцу и мышьяку. Есть еще одно важное изменение, о котором Мария Кулешова считает необходимым сказать отдельно.
Мария Кулешова технолог компании «Барьер» «В предыдущей версии СанПиНа на питьевую воду для некоторых показателей существовало два возможных параметра: один — основной, другой — рядом в скобочках. И в СанПиНе была приписка, что эти дополнительные параметры в определенных случаях могут быть введены в действие приказом главного государственного санитарного врача по региону. Если переводить все это с бюрократического языка на русский, выглядело это так: есть нормативы на воду, но если в данном регионе по каким-то причинам они не могут быть реализованы, то соответствующим приказом можно применить другие нормативы — те, которые в скобочках. То есть была возможность ослабить требования к питьевой воде локальным нормативным актом. Эта особенность из нового СанПиНа исключена — устанавливается единый норматив для всех источников центрального водоснабжения».
Если установленные новыми правилами требования будут соблюдаться, их вполне достаточно, чтобы обеспечить чистую и безопасную питьевую воду, уверены профессионалы отрасли. Но вообще, с водой все не так просто, объясняет директор департамента инжиниринга компании BWT Марс Петров.
Марс Петров директор департамента инжиниринга компании BWT «Есть интересная психологическая деталь. Все считают, что питьевая вода самая чистая, но на самом деле это глубоко не так. Вода, которую мы с вами пьем, должна быть самая полезная, но не самая чистая. Вода, которая идет для котлов в теплоэнергетике, почище. Организму это вреднее, но котлу — приятнее. Вода, которая в чиллерах, тоже чистая, пить такую вредно, но чиллеры ее любят. В бассейнах вода тоже чище той, что из-под крана. А уж самая чистая вода — фармацевтическая: для лекарства это хорошо, а для нас с вами — нет. Поэтому принцип «чем чище, тем лучше» в водоподготовке не всегда срабатывает».
Но, как рассказывает совладелец и генеральный директор компании BWT Павел Буйновский, главная проблема заключается даже не в самой воде. «Например, московский водоканал выпускает воду очень хорошего качества — в частности, потому, что природная вода в этом регионе неплохая. Она не такая сложная, как в Ростове, где жесткость под десятку, не такая проблемная, как в Петербурге, где жесткость низкая, зато там есть гуматы и органика. Но Москва, Петербург, Новосибирск и все остальные наши миллионники — это сотни и тысячи километров трубопроводов, проложенных в разное время, иногда задолго до нашего с вами рождения. И заменить все это разом в рамках мегаполиса нереально», — сетует эксперт.
Поэтому, если трубопроводы пусть самых разэлитных домов прокладывали в «неоцинкованные времена», которые нержавейка и пластик отправили в далекое прошлое, можно под завязку забить свою квартиру различным оборудованием, которое очищает воду, минирализирует ее и вообще делает идеальной для употребления. Получится однозначно дорого, а вот удастся ли достичь желаемого результата — еще вопрос. Разве что засучить рукава, скинуться всем домом — и переложить трубопровод.