Ошибку на памятнике Александру III в Гатчине исправили за ночь
Внимание на то, что у императора не тот орден, обратили журналисты и пользователи соцсетей. Скульптура создана по эскизам конца XIX века. Можно ли было избежать ошибки?
Читать на полной версииОбновлено в 16:01
На памятнике Александру III в Гатчине, который накануне торжественно открыл Владимир Путин, оказался неправильный орден. Вместо императорского ордена Святого Апостола Андрея Первозванного — это восьмилучевая звезда — на памятнике изобразили шестилучевую.
С 2019 года скульптор монумента Владимир Бродарский выкладывал в Instagram фото и видео процесса изготовления скульптуры. И там орден уже был изображен с шестиконечной звездой. Однако ошибку заметили только сейчас, после открытия. На нее обратили внимание журналисты и пользователи соцсетей. Буквально за ночь звезду заменили, о чем Бродарский написал в Instagram, выложив фотографии памятника с новым орденом.
Монумент установили перед Большим Гатчинским дворцом — любимой резиденцией Александра III — по инициативе Гатчинского музея-заповедника и Российского военно-исторического общества в рамках реализации нацпроекта «Культура».
Ранее с проектами Российского военно-исторического общества уже случались казусы. В 2014 году на памятнике «Прощание славянки», который установили у Белорусского вокзала в Москве накануне Дня Победы, обнаружили немецкое оружие.
В РВИО признали, что не доглядели ошибку с орденом, в деталях будут разбираться после выходных, сказали там Business FM.
Ситуацию комментирует председатель Союза художников России, скульптор Андрей Ковальчук:
— В Российском военно-историческом обществе прекрасные специалисты. Я, когда с ними сотрудничаю, они меня консультируют, приезжают в мастерскую, присылают мне какие-то фотографии. Прекрасные историки, кто знает одежду, оружие, ордена.
— Перед открытием кто-то из экспертов проверяет, что получилось?
— Это не всегда бывает. Там идет, естественно, доверие автору, это происходит все на более ранних стадиях, когда произведение создается, и на этой стадии утверждаются уже точные виды орденов, медалей, которые должны присутствовать. Там много этапов, и на каждом этапе, конечно, специалисты не должны участвовать. К сожалению, в конце концов, отвечает скульптор.
На предмет ошибок все памятники проверяет специальная комиссия, и обычно заказчик предоставляет научного консультанта, говорит российский скульптор Андрей Коробцов:
— Если говорить о памятниках, которые ставятся в Москве, в частности, то на утверждении эскизов присутствует монументальная комиссия по монументальному искусству, в которой находятся скульптор, архитекторы, и они оценивают художественные качества произведения. Детали, мне кажется, с ходу ни один человек не сможет как-то прокомментировать, потому что по орденам по какому-то человеку это нужно изучать именно в хронологическом порядке: что, когда он получил. И вот такие детали это уже в дальнейшем, наверное, заказчик должен контролировать. То есть за это отвечает скульптор, но на самом деле, как правило, фонд или организация, которая заказывает памятник, у них есть какие-то научные сотрудники и какой-то научный консультант, который бы подробно все изучал. В данном конкретном случае мне эта работа очень нравится, но эскиз был еще в императорской России создан Павлом Трубецким, и, может быть, там что-то напутано. Я не знаю, на каком этапе произошла ошибка. Такое может быть, плюс еще ордена, честно говоря, достаточно похожи. И нужно хорошо в этом разбираться, чтобы увидеть какую-то ошибку.
— Такие накладки частые или это редкость?
— Я слышал только о тех, которые на слуху, как раз «Прощание славянки» с этой винтовкой. На самом деле это не часто происходит, но бывает такое.
Монумент создали по эскизам Паоло Трубецкого, которые хранились в Русском музее с 1899 года. Отмечается, что на исходной работе Трубецкого никаких орденов не было. Комментирует историк и тележурналист Николай Сванидзе:
— Суетиться не надо. Памятник быстро сообразили, налепили, пару лучей от звезды забыли. Возможно, экспертов или не привлекли, или в последний момент привлекли. Если изображается или ставится памятник какому-нибудь уланскому офицеру определенного полка, предположим, и получается у него драгунский, или гусарский мундир, или тот же уланский, но другого полка, это заметят два человека, но тем не менее это будет неправильно, неисторично. Нужно привлекать сторонних экспертов. Разумеется, господин Мединский историк, но он не может знать все — сколько там лучей было у Андрея Первозванного, он может и не знать, а может, и знает, но ему не до того.
— Нужно, может быть, ввести обязательную процедуру, чтобы был сторонний эксперт по конкретному случаю?
— Конечно, нужно это делать, иначе это смешно будет. Я помню, когда открывалась программа «Вести», там у нее символ — тройка лошадей, и она была неправильно запряжена и долго ходила так в эфире.
Памятник Александру III создавался к 175-летию со дня рождения русского императора в прошлом году, но церемонию открытия отложили из-за пандемии.
Скульптору Бродарскому 45 лет, он получил право на реализацию проекта в 2018 году после победы в международном конкурсе, над монументом работал вместе с почетным архитектором СССР Борисом Бейдером.