Сотрудникам ГИБДД в штатском хотят дать право фиксировать нарушения ПДД
При проведении скрытого надзора на дорогах они, в частности, смогут фиксировать опасное вождение, выезд на встречку или разговор по мобильному телефону за рулем. Об этом говорится в проекте приказа МВД
Читать на полной версииМинистерство внутренних дел разработало правила скрытого надзора за дорожным движением. Сотрудники Госавтоинспекции в штатском смогут фиксировать нарушения ПДД.
Согласно проекту приказа, осуществляющие скрытый надзор инспекторы не обязаны находиться в форме, но в этом случае они не смогут остановить машину и составить протоколы, а должны передать информацию другим нарядам. Это уже будут автоинспекторы в форме на стационарных или пеших постах или экипажи ДПС на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой. Те в свою очередь смогут задерживать нарушителей и оформлять протоколы.
Комментирует вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «И в мире такая практика существует, и у нас уже на дорогах такое бывало неоднократно. У нас это называлось засадами. Здесь будет ровно то же самое, будет работать некая связка скрытого патруля за машиной, которая будет стоять дальше уже за цветографической схемой, и вместе будут, к глубокому сожалению, работать на собственный карман. Просто я не могу придумать ни единого способа, как именно они будут предотвращать правонарушения подобным способом, потому что их основная задача — это предотвращать. Напомню, что у нас ГИБДД особенно не штрафует, у нас всего 13% штрафов выписываются сотрудниками министерства внутренних дел, а все остальное — камеры. И если дело будет идти дальше таким же путем, то их, возможно, просто всех сократят, потому что министерство финансов и остальной финансово-экономический блок правительства спросит: а зачем нам вообще эта большая, громоздкая структура?»
В Европе скрытое наблюдение за водителями ведется постоянно. Причем оно осуществляется на машинах без каких-либо знаков принадлежности к полиции, говорит автоэксперт Артем Бобцов:
— Меня лично штрафовали в Европе на машине, которую вообще невозможно было отличить ни от какой другой, там внутри сидели полицейские, больше того, там находились внутри скрытые проблесковые маячки, то есть при нарушении они их включали и моментально из обычной машины превращались в полицейскую. Я думаю, что это, кстати, следующий этап реформы ГИБДД. Это направлено в первую очередь на выявление опасной езды и неадекватных водителей на дорогах. То есть водители, бывает же, не нарушают ничего, не превышают скорость, но при этом видно, что неадекватно себя на дороге ведут, и в этом смысле скрытое патрулирование на этих водителей в первую очередь и направлено и работает очень эффективно.
— Могут быть какие-то провокационные моменты?
— К сожалению, наверное, может и, наверное, будет. Например, действует формально норма, что нельзя просто так остановить автомобиль без причины, но тем не менее всех подряд останавливают, потому что в приказе есть исключение, что кроме случаев, когда проводятся какие-то спецмероприятия. А они у нас проводятся все время, и вы, если сотрудников ГИБДД спросите: «А вы меня, вообще, за что остановили, я же ехал, ничего не нарушал?» — скажут, что у них сейчас «антитеррор» проводится или какая-нибудь неделя мероприятий «трезвый водитель», всегда найдется повод вас остановить. В этом смысле, наверное, новая норма — да, она ГИБДД немного развяжет руки в той части, чтобы водителя, опять же, беспричинно останавливать либо вести скрытую фиксацию в таких местах, где не нарушить просто нельзя: либо дорожные работы — приходится на встречную полосу выезжать, либо кто-то сломался, и водители вынуждены нарушать, когда по-другому просто не проехать, и, видимо, придется водителям снова по привычке идти в суд, там доказывать свою правоту.
В конце прошлого года ЦОДД сообщил, что на столичных дорогах появятся дорожные камеры, фиксирующие непристегнутый ремень безопасности и использование мобильного телефона за рулем. При этом в ЦОДД уточнили, что фиксация таких нарушений может начаться только после всех испытаний, подтверждающих, что программное обеспечение и заложенный в нем алгоритм способны корректно фиксировать такие случаи.