Несетевым аптекам разрешили онлайн-торговлю, но игроки рынка настроены скептически
Новый порядок начнет действовать с 1 сентября. Почему представители малого аптечного бизнеса сомневаются, что смогут наладить сотрудничество с маркетплейсами?
Читать на полной версииНесетевым аптекам разрешат вести онлайн-торговлю лекарствами, а покупать препараты можно будет на маркетплейсах. Новый порядок дистанционной продажи и доставки безрецептурных медикаментов начнет действовать с 1 сентября. Такое постановление подписал премьер Михаил Мишустин.
Таким образом, будет отменено требование к организациям иметь не менее десяти аптек на территории России и собственный сайт в интернете. В то же время аптеки смогут заключать договоры с владельцами агрегаторов, чтобы размещать предложения и вести торговлю с помощью их сайтов.
Учитывая отмену льготного налогообложения для мелкой розницы и сокращение рынка, правительство в какой-то степени восстановило справедливость, однако маркетплейсы вряд ли заинтересуются несетевыми аптеками, считает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.
Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC Pharma «Единичным аптекам стало очень сложно выживать и конкурировать с представителями консолидированной розницы. Это решение исправляет рыночную несправедливость, которая была допущена в отношении регуляторики, когда разрешили продавать в онлайне лекарственные препараты только представителям сетевой розницы, причем с рядом ограничений. Маркетплейсам, конечно, интереснее работать с крупными компаниями, и вряд ли кто-то из маркетплейсов, по крайней мере крупных, топовых компаний, станет работать с единичными аптеками — и с точки зрения ассортимента, и с точки зрения географии здесь просто несопоставимые величины. Так что единичным аптекам это разрешение не дает ровным счетом ничего, они там, скорее всего, представлены не будут. С точки зрения фармрынка, ассортимент у всех игроков более или менее стандартизирован, закупается у одних и тех же поставщиков. И ожидать, что появится какой-то игрок с уникальным ассортиментом именно на лекарственно-фармацевтическом рынке, практически не приходится».
По новым правилам при онлайн-продаже цены на лекарства не должны быть выше тех, что установлены в самой аптеке. А ответственность за условия хранения и качество лекарств несут аптеки, даже если медикаменты были куплены на сайте партнера и доставлены курьерскими компаниями.
Управляющий «Аптекой № 254 Симплекс» Александр Вандышев говорит, что мелким аптекам будет невыгодно размещать свой товар на маркетплейсах.
Александр Вандышев управляющий «Аптекой № 254 Симплекс» «Есть большие сомнения. Ни один маркетплейс с малым бизнесом иметь дела не будет. Объясню почему. Их ставки, насколько я знаю, даже если скромно, от 10% они берут себе, наценка в среднем на лекарственный препарат — 15%, 25-30%. Ни один аптекарь в здравом уме половину своей и так маленькой прибыли отдавать маркетплейсу не будет. Второе: чтобы маркетплейс занимался реализацией лекарств, то есть их агенты на точках вывоза и так далее, он должен иметь лицензию на розничную торговлю. Лицензия на розничную торговлю предусматривает целый спектр требований, начиная от помещений, обязательного ассортимента. Ни один маркетплейс это сделать не может. Я не знаю, в связи с чем это принято, может, первый шаг к демократизации торговли лекарствами, что, наверное, хорошо, и первый шаг против засилья аптечных сетей, но малому аптечному бизнесу от этого будет ни жарко ни холодно. Мы за этим наблюдаем и будем даже пробовать, у нас есть определенные уникальные продукты, которые мы делаем сами, будем выходить на маркетплейсы с просьбой начать реализацию».
Эксперты считают, что аптеки с помощью маркетплейсов смогут увеличить свою клиентскую базу, но не за счет медикаментов, а за счет нелекарственного ассортимента: это БАДы, косметика, средства гигиены.
За прошлый год Росздравнадзор выдал 267 разрешений на онлайн-торговлю лекарствами, за пять месяцев этого года — еще 94, напоминает «Коммерсантъ». При этом за почти полтора года отказали 240 организациям.