«Все ждут какой-то выдуманной непонятной войны». Что происходит в поселке, где инспектор ДПС застрелил 19-летнего азербайджанца?
Трагедия произошла в поселке Мошково в Новосибирской области. Представители азербайджанской диаспоры заверяют, что будут решать все «в рамках правового поля»
Читать на полной версииОбновлено в 11:19
Из-за случайного убийства инспектором ДПС 19-летнего парня целый поселок в Новосибирской области живет в напряжении. 28 мая в Мошкове местный сотрудник ДПС в потасовке с молодыми людьми, которых остановили за тонировку машины, непроизвольно выстрелил в голову азербайджанцу Векилу Абдуллаеву. Спустя сутки парень скончался в больнице.
Мошково заполонили машины с ОМОНом, семью инспектора ДПС вывезли из поселка, а дома полицейского и его родителей взяли под охрану из-за опасений, что родные и знакомые убитого парня могут начать мстить.
Представители азербайджанской диаспоры заверяют, что будут решать все «в рамках правового поля». В Мошкове, судя по всему, этому не верят и боятся. Как сейчас живет поселок, что говорят местные жители, как они относятся к арестованному автоинспектору, рассказывает корреспондент NGS.ru Илья Калинин, побывавший в Мошкове.
Илья Калинин корреспондент NGS.ru «Мне показалось, что многие жители Мошкова несколько напуганы этой ситуацией. Я разговаривал с разными людьми. Во-первых, многие в принципе не хотят комментировать эти вещи, отводят глаза, говорят: мы ничего не знаем, мы ничего не видели, мы ничего не слышали. И еще мы очень долго искали адрес семьи инспектора Александра Гусева, они живут в этом же поселке, их перевезли в дом родителей Александра для того, чтобы охранять и семью Александра — жену и двух дочек, и родителей Александра в одном месте. Но, тем не менее, и пустой дом Александра тоже охраняли. После того, как Векил погиб, семью Александра и его родителей вывезли из Мошкова. Некоторые представители диаспоры, как нам рассказывали, обещали не только какую-то расправу, но и были угрозы сжечь дома. Угрозы не были высказаны лично в лицо, и Виктор, муж сестры Александра Гусева, сказал: «Я не знаю, каким образом мы могли подавать заявления об угрозах, когда нам их в глаза никто не говорил, но мы это слышим, на каких-то сходках это слышали, это нам передают соседи». Виктор, рассказывая мне о родных Абдуллаева, сказал, что его папа — владелец сети магазинов одежды в Новосибирске и известный человек в диаспоре. Вполне возможно, что у него есть какие-то и связи. Сюда сначала съехались, как сказали, молодые да горячие парни на черных тонированных машинах, а потом приехали уважаемые в Новосибирске среди азербайджанской диаспоры люди. Как рассказывал Виктор, они стояли перед толпой съехавшихся азербайджанцев, и глава диаспоры призывал их к миру, чтобы они вели себя исключительно в правовом поле, но многие стояли и ухмылялись. Потом, как я понимаю, все-таки все оттуда разъехались. Адвокат Гусева сейчас собирается подавать протест по поводу вынесения ареста и просить, чтобы его заменили домашним арестом».
Журналист «Новой газеты» в Новосибирске Алена Истомина также побывала в поселке Мошково. Она поговорила и с местными жителями, и с приехавшими азербайджанцами. По ее мнению, нездоровая атмосфера нагнетается искусственно. Поводов для того, чтобы думать о том, что кто-то будет мстить случайно выстрелившему инспектору ДПС или его семье, нет.
— Я лично с ними разговаривала, хорошие ребята, вели себя неагрессивно. То есть [так говорят] просто потому, что они нерусские. Семья у Абдуллаева очень спокойная, я не представляю, чтобы эти люди подговорили его друзей на кровную месть. Сами азербайджанцы, с которыми я разговаривала, считают, что все развернули полицейские. Из-за чего? Из-за страха. Рассказывают, что они к ним просто подходили и ни с того ни с сего говорили, что мы вам не дадим дом поджечь, а они говорят: «Так мы и не хотели ничего поджигать».
— Из-за чего негодования больше — из-за превышения полномочий полицейским или все-таки из-за Абдуллаева с командой?
— На удивление, основная масса говорит про Абдуллаева с командой. Там уже не важно, что произошло. Появилась же и петиция в поддержку этого полицейского — «Освободите!» Люди не понимают, к чему все это может привести в дальнейшем. Поселок до сих пор гудит, и Новосибирск до сих пор гудит, все ждут какой-то выдуманной непонятной войны.
— Абдуллаев тоже жил в Мошкове или нет?
— Нет. Они просто с друзьями приезжали, они ехали в Новосибирск. Все азербайджанцы, которые там были, приехали из Новосибирска, они просто ждали, выживет он или нет, поддерживали родителей.
Сейчас стрелявший полицейский Александр Гусев заключен под стражу на два месяца. Ему вменяется статья о превышении должностных полномочий с применением спецсредств, максимальный срок по ней — десять лет лишения свободы. В соцсетях начали сравнивать этот инцидент с американским, когда офицер полиции Дерек Шовин непреднамеренно задушил при задержании Джорджа Флойда.