Песков: перебои с полетами европейских авиакомпаний в Россию не повод для обострения отношений с Евросоюзом
В Кремле заявили, что ситуация вызвана техническими проблемами. Росавиация объяснила задержку выдачи разрешений на полеты из Европы, минуя Белоруссию, большим числом запросов
Читать на полной версииОбновлено в 15:15
Перебои с перелетами европейских компаний в Россию не повод для обострения отношений с Евросоюзом, заявили в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что происходящее — экстраординарная, но техническая ситуация, ведется работа по ее разрешению.
— Я убежден, что авиационные власти дадут необходимые разъяснения, но это технические моменты. Все очень просто: когда работает система, утвержденная и согласованная страной вылета и страной прилета, то существуют определенные точки вылета и влета в воздушное пространство каждой стороны. Речь идет о трафике большого количества самолетов, и прежде всего речь идет все-таки об обеспечении авиационной безопасности. Самолеты других авиакомпаний, которые облетают территорию Белоруссии, просятся на влет в разных точках, которые абсолютно не согласованы, и поэтому возникают технические проблемы. Авиационные власти напряженно работают в эти дни, действительно, ситуация экстраординарная, конечно, мы хотели бы, чтобы подобных ситуаций не возникало, но уж коль они возникли из-за решения Евросоюза и компании прислушались к рекомендациям Брюсселя, то неизбежны такие технические заминки. Ведется напряженная работа с тем, чтобы их ликвидировать.
— Как считают в Кремле, может ли это как-то отразиться на отношениях России и Евросоюза?
— Здесь нет никакого повода для очередных проблем, у нас хватает своих проблем. Ни российские авиационные власти, ни российские службы, ведомства не имеют никакого отношения к тому, что произошло в Белоруссии с рейсом Ryanair. Тем не менее эта ситуация возникла, есть намерение ICAO тщательно разобраться, что, наверное, можно приветствовать с этой ситуацией, но в данном случае все эти технические проблемы вызваны не нами, вряд ли здесь нужно рубить сплеча и говорить о том, что будут очередные проблемы с Россией.
Перебои с рейсами из Европы в Москву продолжаются третий день. Air France третий раз подряд отменила «вывозной» рейс из Парижа в Москву в обход Белоруссии, сообщает ТАСС. Причина — отсутствие нового разрешения со стороны России, пояснил перевозчик.
При этом Россия разрешила борту Austrian Airlines прилететь в Москву в обход Белоруссии. Авиакомпания сможет выполнить отмененный в четверг рейс в пятницу, 28 мая. В то же время самолет KLM, летевший утром из Амстердама в Москву, курс которого изначально также пролегал через Белоруссию, облетел ее воздушное пространство через Латвию. Таким образом, решения российских авиавластей остаются разнонаправленными.
В Росавиации наконец выступили с комментариями. Ведомство объяснило задержку выдачи разрешений на полеты из Европы, минуя Белоруссию, большим числом запросов. Росавиация предупредила зарубежные авиакомпании о возможном увеличении времени на получение разрешений. При этом сколько именно времени потребуется на согласование новых маршрутов, в ведомстве не пояснили. Зато сообщили, что за минувшие сутки европейские авиакомпании выполнили 113 рейсов через воздушное пространство Белоруссии, 53 рейса были совершены по альтернативным маршрутам. Российские авиакомпании выполнили через Белоруссию 134 рейса. В Росавиации добавили, что российские диспетчеры будут регулировать воздушные потоки «в соответствии с установленными правилами в целях обеспечения установленной пропускной способности затрагиваемого воздушного пространства».
Насколько убедителен аргумент, озвученный Росавиацией, о том, что выдача разрешений задерживается из-за большого числа запросов? Комментирует исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
— Согласно механизму рассмотрения заявок иностранных авиакомпаний, перевозчики подают так называемые флайт-планы заблаговременно, после чего авиационные власти рассматривают эти заявки. Как неоднократно рассказывали в приватных беседах специалисты госкорпорации по организации воздушного движения, несмотря на то что такие заявки подаются постоянно, точно так же постоянно в заявках содержатся неточности, авиакомпании просят в каких-то случаях невозможного. Поэтому в большом количестве случаев заявки принимаются не в том формате, в котором их подают авиакомпании, а с небольшими коррективами. Если действительно авиаперевозчики стали в связи с изменением вводных с необходимостью облетать воздушное пространство Республики Беларусь активно подавать заявки и в этих заявках содержались какие-то ошибки или неточности, то время обработки этих документов, естественно, существенно увеличилось.
— Но все-таки пандемия, рейсов меньше, чем обычно.
— Я полностью согласен. Однако заявки на выполнение регулярных рейсов подаются пакетами: обработал одну заявку, но по этой заявке выполнено 100 или 200 рейсов. Если речь идет о том, что у вас большое количество пусть даже и одиночных, выполняемых по разовым заявкам рейсов, эти заявки нужно пересмотреть заново, объем работы получается большой.
Нельзя просто так взять и начать летать по-другому, объясняет авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.
Илья Шатилин главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Это, скорее всего, не политически мотивированная история. Для международных регулярных рейсов точка входа в воздушное пространство России согласовывается один раз, когда получают разрешение на этот рейс в принципе. Потом оно уже не подлежит пересмотру, то есть нужно фактически заново получать разрешение на выполнение рейса. Более того, для регулярных рейсов это самая сложная ситуация. Для чартеров в зависимости от их частоты тоже этот срок согласования новой точки входа занимает от пяти до 14 дней. Соответственно, нельзя просто так взять и начать летать по-другому. Вопрос к Росавиации только в том, почему одни авиакомпании не получают разрешение на вход в воздушное пространство России в новой точке, а другие получают. Air France и Austrian не получили такого разрешения, а Lufthansa и LOT, например, получили. Можно много рассуждать про двойные стандарты. Я надеюсь, что это решат оперативно, потому что никто не заинтересован в том, чтобы этих рейсов не было».
Тему авиасообщения поднимут на встрече президентов России и Белоруссии, которая пройдет 28 мая в Сочи. Наверняка будут говорить и о самом инциденте с самолетом Ryanair. В авиакомпании между тем заявили, что белорусские диспетчеры отказали пилотам севшего в Минске лайнера в просьбе связаться с компанией перед посадкой.
Александр Лукашенко заявил, что рассчитывает договориться с Владимиром Путиным о возобновлении авиасообщения между двумя странами. «Если у нас более или менее нормально с ситуацией с коронавирусом, так давайте открываться друг другу. От того, что самолет будет летать или не летать, ничего не изменится», — сказал президент Белоруссии на встрече с главами делегаций государств — участников заседания глав правительств СНГ. На встрече присутствовал Михаил Мишустин, он прилетел в Минск в четверг.
Накануне премьер Белоруссии Роман Головченко призывал Россию открыть для белорусского авиаперевозчика новые направления, например Сочи и Крым. Вот что еще заявил Лукашенко на встрече перед вылетом в Сочи:
«Основное внимание правительств стран СНГ и его рабочих органов нужно сосредоточить на развитии общего экономического пространства. Скажу открыто и прямо: если мы в ближайшее время не решим это, говорить о существовании эффективного Содружества Независимых Государств не придется, даже и ЕврАзЭС. Настало время окончательно, расставив все точки над «i», принять решение по формированию настоящего фундамента взаимоотношений наших государств. Фундамент — это экономика».
Кроме того, Лукашенко заявил, что Белоруссия может открыть границы для желающих из Польши, Литвы, Украины привиться «Спутником V». «Хоть их правительства ведут себя неприлично в отношении Белоруссии, но вы видите, какой спрос на эту прививку в западных государствах, и к нам очень много людей всячески пытаются пробраться», — сказал белорусский президент.