Чипы по предоплате. FT узнала о планах Tesla авансировать производителей микросхем
Компания может сделать это в условиях глобального дефицита полупроводников, чтобы гарантировать поставки. Поможет ли это производителю электрокаров? И когда можно ожидать восстановления производства чипов?
Читать на полной версииПричины дефицита чипов хорошо известны. Это повышенный спрос на ноутбуки, игровые приставки и телевизоры в условиях пандемии, когда люди днями и неделями сидели по домам. Плюс всеобщий переход на удаленку. Значит, нужно больше новых устройств, а следовательно, и электронных компонентов, которые в них используются.
При этом пандемия негативно повлияла в том числе и на производителей чипов, что привело к снижению их выпуска. Добавим сюда проблемы с логистикой и получим то, что имеем: глобальный дефицит полупроводников. Мир столкнулся с ним еще в прошлом году. Но и сейчас ситуация не лучше.
По данным Financial Times, Tesla сейчас ведет переговоры с производителями чипов в Тайване, Южной Корее и США. Какими именно, не уточняется. Но известно, что с компанией Илона Маска работает, в частности, Samsung.
Идея в том, чтобы гарантировать поставки чипов по фиксированным ценам. Ни для автопрома, ни для производства полупроводников авансовые платежи нехарактерны. Продолжает гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
Дмитрий Чумаков генеральный директор Vector Market Research «То, что предлагает Tesla, — это достаточно инновационный подход, который уже давно не использовался в автомобильной отрасли. Большинство автомобильных компаний дают за комплектующие постоплату и не дают предоплату. В данном случае речь идет о том, что производитель дает деньги поставщикам вперед, что увеличивает их заинтересованность и готовность сотрудничества с Tesla и создает определенный виртуальный эффект: будто производитель комплектующих раньше улучшает свои финансовые показатели».
С дефицитом чипов столкнулись и производители традиционных автомобилей с бензиновыми двигателями или дизелями. Даже в бюджетных моделях современных машин используются десятки различных микросхем, а в электромобилях Tesla их куда больше. И, как пишет Financial Times, американская компания рассматривает вариант покупки собственного завода по выпуску чипов. Это потребует до 20 млрд долларов первоначальных инвестиций, отмечает издание. Настройка производственных линий и выход на проектную мощность могут занять несколько месяцев, а чипы нужны здесь и сейчас, и не только Tesla. Вот что рассказал Business FM гендиректор компании «Троицкий инженерный центр» Евгений Горский:
Евгений Горский генеральный директор компании «Троицкий инженерный центр» «В той или иной степени пострадали все отрасли, использующие электронику, в том числе у моей компании проблемы даже с нашими небольшими объемами. Мы не можем некоторые компоненты купить: или цены на них выросли в разы, или сроки. То есть проблемы у всех. Насколько это приведет к подорожанию или к перебою с поставками на какой-то потребительской технике, что важно для людей? Проблемы будут обязательно. Цены вырастут точно. Цены на компоненты уже выросли, а значит, и техника в перспективе тоже подорожает».
В апреле аналитики ожидали, что к концу года отрасль полупроводников ликвидирует дефицит чипов. Сегодня это уже не так очевидно. Продолжает директор по стратегии развития медиапроектов Mail.ru Group Дмитрий Рябинин:
Дмитрий Рябинин директор по стратегии развития медиапроектов Mail.ru Group «Многие эксперты и участники рынка предсказывали если не полное снятие, то хотя бы ослабление дефицита уже ко второму полугодию, но очевидно, что ситуация в Индии и в целом слабая. Медленное восстановление логистических цепочек привело к растягиванию форс-мажора с поставками. К сожалению, все оказалось намного хуже, чем многие ожидали».
И еще один штрих, дополняющий общую картину. Один из крупнейших в мире производителей оборудования для выпуска чипов, американская компания Applied Materials, во втором финансовом квартале увеличила выручку на 41%: она превысила 5,5 млрд долларов. По всей видимости, чипмейкеры сейчас спешно модернизируют и расширяют производство в надежде успеть побольше заработать на нынешнем дефиците.